Кредитная весна затянулась на год
В b2b-кредитовании сложилась противоречивая ситуация. Денег для выдачи бизнес-кредитов у всех банков в избытке. Все заявляют, что хотят одного — влить эти деньги в реальный сектор. Но никто не нара
В b2b-кредитовании сложилась противоречивая ситуация. Денег для выдачи бизнес-кредитов у всех банков в избытке. Все заявляют, что хотят одного — влить эти деньги в реальный сектор. Но никто не наращивает кредитные портфели хоть сколько-нибудь значимыми темпами. Более того, объемы финансирования бизнеса даже сокращаются, особенно по кредитам на развитие. Одобряемые для средних компаний ссуды — это зачастую перекредитование либо финансирование конкретных сделок, и в любом случае деньги для бизнеса коротки и дороги.
Все это — следствие общей стагнации и перекоса во внутренней экономике банков. Финансовые организации не уверены в будущем своих заемщиков, в их добросовестности и потому требуют повышенного обеспечения. Предприятия без кредитной подпитки в лучшем случае поддерживают текущие обороты, а о развитии не помышляют. Банки повсеместно переманивают клиентов друг у друга. Заемщики ждут, когда банкам надоест сидеть на деньгах, и предвкушают обрушение среднерыночных ставок с 16 до 10%. Позицию кредиторов они объясняют исключительной жадностью. «10% — не при нашей жизни», — твердо отвечают банкиры.
Динамика есть: за год средние ставки по кредитам для бизнеса в Екатеринбурге упали — примерно с 18% годовых до 16%. Можно получить и под 12% — если занимать минимум полмиллиарда. Но проценты банки снизили не из-за возвращения аппетита к риску, а только потому, что нужно как можно быстрее продать дорогие средства и компенсировать текущие затраты.
Сегодняшняя ситуация вырисовывалась еще в начале 2009 г., когда почти все участники рынка завлекали частных вкладчиков высокими процентами. Для негосударственных банков без участия иностранного капитала деньги населения оказались чуть ли не единственным доступным способом привлечь пассивы. В Екатеринбурге ставки по годовым вкладам в отдельных банках превышали 20% годовых. Одновременно сжималась выдача кредитов.
Результат такой политики — банки оказались с массой дорогих денег на руках, которые нужно отдать года на два, пока не подойдут сроки выплат по депозитам. Поскольку привлекали эти пассивы под 16-18% годовых, кредиты едва ли будут дешевле 20%, будь ставка рефинансирования ЦБ РФ хоть 5%. И в этом — исключительная вина финансовых властей, заявляют банкиры. «Я напомню, откуда в стране взялась ставка от 18 до 25% годовых по кредитам для бизнеса. Когда в кризис Центробанк открывал краткосрочные беззалоговые аукционы, самый первый аукцион показал ставку 18% годовых, — поясняет Владимир Пухов, председатель правления СКБ-банка. — Дальше — логика. Раз ЦБ дает деньги на три недели под 18%, выгоднее взять у вкладчика на три месяца, а лучше на год-два, под 17%. И вся тысяча российских банков, кроме государственных и тех, кому было совсем уж плохо, поставила по вкладам семнадцатую ставку».
Это мнение поддерживает основная часть банкиров. Позиция отличается у госбанков, которые получили льготную подпитку из бюджета, и «дочек» иностранных банков — их поддержали материнские компании. Соответственно сегодня эти участники рынка — на особом положении. Так, Олег Федотов, заместитель председателя Уральского банка Сбербанка России, заявляет, что банк уже вернулся к докризисным рисковым оценкам бизнеса. У «иностранцев» ставки ниже средних, но требования к заемщикам жестче. «Мы всегда привлекали депозиты на 2-5% дешевле рынка, — иллюстрирует Сергей Козлов, заместитель генерального директора Банка Сосьете Женераль Восток в Екатеринбурге. — По итогам 2009 г. мы получили не такой прирост пассивной базы, как местные банки, но наши пассивы дешевле».
Объединяет банки одно — всем нужно разместить деньги на небольшой срок с оправданной доходностью. Но у заемщиков кризис отбил желание брать короткие и дорогие кредиты. Дала сбой общепринятая экономическая модель, при которой постоянно растет потребление и доходы граждан. Доходы упали, люди начали копить, а не тратить — это отразилось на экономике предприятий независимо от их масштаба. По словам банкиров, потребление кредитов в b2b-секторе упало на 30-50% по сравнению с началом 2008 г. «Мы чувствуем, что на рынке нет спроса со стороны качественных заемщиков — средних предприятий, малого бизнеса, — констатирует Ольга Калюжная, вице-президент по корпоративному бизнесу МДМ Банка. — Компании, чье положение устойчиво, а бизнес приносит существенный доход, в последнее время стремятся не только избежать новых займов, но и вернуть взятые ранее. Однако ситуация постепенно меняется, можно сказать, что наметилась некоторая «оттепель». «Все делают меньше покупок, чем раньше, в два-три раза», — добавляет Андрей Золотухин, председатель правления ВУЗ-банка.
Психология стагнации — это негативный настрой собственников, оценивающих перспективы своих предприятий, это отсутствие интересных бизнес-идей. Иными словами, раньше бизнесмены настраивались на то, что их новые проекты выстрелят, а теперь стали консерваторами.
Согласно прогнозу «Тройки Диалог», в 2010 г. средняя маржа банков снизится с 6 примерно до 3%. Эксперты обращают внимание на то, что несколько лет назад разница между ставками размещения и привлечения составляла 10% и более. И в отличие от реального сектора, в финансовом перестройки сознания собственников не случилось. Банки по-прежнему стремятся к двузначным показателям доходности. Это, например, выражается в увеличении комиссий или же штрафов и пеней для должников.
Залог не может быть достаточным
Рынок корпоративного кредитования стал крайне высокорисковым. Для банков это означает большой объем отвлеченных средств на резервирование по ссудам. Так, ЦБ РФ предписывает при повышенных рисках создавать резервы в размере до 21% от суммы сделки. И если компания в 2009 г. показывала убытки, о кредитах ей до конца следующего отчетного периода можно забыть. «Есть сущностные риски, а есть форменные, — поясняет г-н Пухов. — Многие клиенты из-за убытков на балансе перешли из категории, которую банки готовы кредитовать всегда, в категорию, которой никогда ничего не получить. Ведь если мы на 100 млн руб. кредита должны 21 млн сложить в резервы — это не бизнес. При всем желании мы по форме такому клиенту выдать заем не можем».
С большей охотой банки кредитуют либо предприятия-флагманы, либо совсем маленький бизнес. От первых зависит экономика целых городов, и их потребность в заемных средствах исчисляется миллиардами рублей. Вторые представляют зону особого риска, но на их кредитах можно заработать больше. Средние компании-заемщики, с годовым оборотом от 500 млн руб., находятся в самых нестабильных условиях.
Банкам опасений в работе с ними добавили недобросовестные собственники. Чтобы уйти от долгов, они без колебаний используют закон о банкротстве предприятий. «Порой у нас нет инструментов влияния на ситуацию, кроме личного поручительства владельцев бизнеса. А они вдруг резко обеднели. Их предприятия разорились, а за пару месяцев до банкротства они сами развелись, оставив все квартиры и машины бывшим супругам, — иронизирует Борис Дьяконов, заместитель председателя правления Банка24.ру. — У каждого банка такие заемщики есть. Поэтому, оценивая новые сделки, мы вынуждены не только смотреть на денежные потоки. Но еще и прикидывать, какова вероятность, что человек вот так растворится». Выходом, по мнению г-на Дьяконова, было бы создание специализированного бюро кредитных историй, в базу которого заносились бы сведения о поведении топ-менеджеров и владельцев компаний.
При любом масштабе бизнеса диалогу банков и заемщиков мешает разница в оценке залогов. Их для обеспечения ссуды всегда недостаточно: кредиторы очень дешево оценивают недвижимость и оборудование. Например, обычный дисконт по квадратным метрам — 50% от их рыночной стоимости. «В голове собственника залог всегда стоил дороже, чем у нас. Но сейчас этот разрыв увеличился, — комментирует Даниил Абрамов, начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала». — Поскольку выдать кредит хочется, то мы делаем выводы по совокупности показателей компании. Но без залога, конечно, никогда не договоримся».
В качестве дополнительного обеспечения банки согласны рассматривать твердые контрактные обязательства крупных дебиторов заемщика. Если, например, он живет на подрядах какой-нибудь «дочки» «Газпрома», печать газового гиганта в документах (актах приемки, возможно, гарантийных письмах) будет хорошим подтверждением перспектив его бизнеса. Другой вопрос, что получить эту печать не так просто.
Кроме того, банки принимают во внимание гарантии устойчивых контрагентов заемщика. В этой роли могут выступать, например, крупные торговые сети. «Часто рассматривается вариант финансирования конкретной сделки по торговым операциям, — резюмирует г-н Абрамов. — Это возможно, если мы видим понятную замкнутую цепочку, а в ее финале — компанию, финансовому положению и контрактным обязательствам которой мы доверяем».
Банки перестроили оценку рисков
На подъеме экономики банки смотрели на то, как составлены бизнес-планы заемщиков, правильно ли просчитаны расходы, себестоимость и т. д. Сейчас это — лишь гигиенический минимум. Внимание кредиторов переключилось на возможность реализации представленных проектов. При решении, кредитовать предприятие или нет, в первую очередь учитываются перспективы сбыта и только потом — издержки. Владимир Пухов: «Экономить на издержках научились все, банк этим не поразить. Но вот строить квартиры тоже умеют все. А жилье не продается, поэтому и девелоперов не кредитуют. Так же и в любом другом сегменте. Видеть перспективу реализации для нас — самое главное». Банкам нужна возможность снизить объем резервов. А она появляется, если есть гарантия своевременного поступления средств.
Как правило, компании, у которых нет проблем со сбытом, денежными потоками и долговой нагрузкой, давно определились с банком-партнером, получили интересные условия обслуживания, и нужно очень постараться, чтобы они захотели сменить банк. Но есть «второй эшелон» заемщиков, и за него банки конкурируют всеми средствами. Проблемные балансы, нехватка залогов, просроченная дебиторка, падение оборотов и даже негативная кредитная история их не останавливают, если компания докажет, что заключает перспективные сделки. Так, лидеры ТОП-листов «ДК» в сфере оптовой торговли отмечают, что в последние месяцы банки сами выходят с предложениями кредитов, а чаще — комплексного обслуживания. Причем ситуация, когда переговоры одновременно идут с тремя-пятью банками — от региональных до иностранных, — не редкость. «Жизнь заставляет относиться к заемщикам иначе, — подтверждает Ольга Шарушинская, управляющая филиалом Инвестторгбанка. — Да, все друг у друга переманивают клиентов. Я хочу не только выдать кредит, но и сделать так, чтобы, придя ко мне, клиент рос постепенно вместе с банком».
На первый план при обработке кредитных заявок вышел индивидуальный подход. Это обоюдный процесс. Чтобы сотрудничество получилось, и банк должен досконально разобраться в текущем бизнесе клиента, и заемщик — понимать мотивы, движущие банками. При таком раскладе вполне реально найти брешь, которая позволит «неидеальному» бизнесу получить кредит. «Каждую ситуацию надо смотреть отдельно. Но если к нам приходит бизнесмен с позицией «власти вам сказали, что надо кредитовать, вот и давайте» — разговора точно не получится», — предупреждает г-н Федотов.
Г-жа Шарушинская приводит пример небольшого екатеринбургского завода, поставляющего продукцию в Китай. «Риски, денежные потоки, залоги — это мы оценивали по умолчанию. Но доходило до того, что мы анализировали и прошлый бизнес собственника, и его бизнес-планы на будущее, и контрагентов завода, с которыми он хочет работать, — рассказывает она. — Мы сами выходили на его китайских партнеров, чтобы получить подтверждение — да, они готовы покупать оборудование. С китайцами же прорабатывали схему расчетов через аккредитив, т. е. занимались несвойственными банку делами».
Не все потеряно даже для заемщика, понесшего в 2009 г. убытки. Но только если он после провала сможет обеспечить хотя бы небольшой, но постоянный рост финансовых показателей. «Еще одна рекомендация, на уровне психологии, — организовать внутренние процессы так, чтобы быстро готовить документы. Вообще, мы видим зависимость: чем меньше бизнес, тем дольше он собирает необходимый пакет, — делится наблюдениями г-н Пухов. — И когда руководитель за каждой недостающей бумажкой ездит по два-три дня, у банка создается впечатление, что этот человек — необязательный. Значит, у его бизнеса меньше шансов получить кредит».
Раздача ссуд привязана к госбюджету
Слабая динамика выдачи кредитов бизнесу может сохраниться еще на год-полтора. Но все ждут, что государство ускорит процесс. По общему мнению, именно оно должно стимулировать спрос и менять условия, на которые не могут влиять ни банки, ни заемщики.
Такое уже происходит в потребительском кредитовании, например, объем выдачи автокредитов с запуском федерального проекта по утилизации старых автомобилей должен возрасти. «Мы надеемся на госпрограммы, которые принесут оживление в строительстве, на увеличение госзаказа для оборонных и машиностроительных предприятий, на то, что государство поддержит агропромышленный комплекс — там, безусловно, есть что кредитовать», — перечисляет Олег Федотов.
На местном уровне банки ведут переговоры с региональным правительством. Обсуждаются возможности выдавать кредиты под гарантии областных властей. Тема госгарантий и прежде поднималась неоднократно. Но сейчас власти прекрасно понимают, что реальный сектор без их вмешательства денег в нужном объеме не получит. Вероятнее всего, прогнозируют банкиры, гарантии дадут лишь самым крупным, градообразующим предприятиям. И то хорошо: возможно, они начнут вовремя рассчитываться с контрагентами из среднего бизнеса.
Зависимость экономики от госбюджета в очередной раз подтвердилась в конце 2009 г. «По состоянию на 1 января 2010 г. у всех банков уменьшилась просрочка. Начался январь-февраль — просрочка снова пошла вверх. Разгадка проста: в конце года бюджет выплатил деньги по оборонзаказу. Военка рассчиталась с субподрядчиками, те — со своими партнерами. Ну и банкам перепало», — отмечает Владимир Пухов.
Г-жа Калюжная считает, что банки окончательно определятся с кредитными планами на этот год ближе к концу весны. «Здесь лучший доктор — время. У банков накопилась избыточная ликвидность, они с большим интересом стали относиться к потенциальным заемщикам. Не исключено, что в мае-июне тенденция к снижению процентных ставок по кредитам сохранится. Благодаря этому увеличится количество заемщиков, готовых брать кредиты на новых условиях», — заключает она.
На Урале охотнее кредитуют производство и торговлю
Объемы рублевого кредитования предприятий Свердловской области на 1 января 2010 г., млн руб.
Источник: ЦБ РФ.
Самые большие долги — у заводов
Задолженность по рублевым кредитам предприятий Свердловской области на 1 января 2010 г., млн руб.
Девелоперам важны не проценты, а сроки
Андрей Бриль председатель совета директоров «Корин холдинга»
Обсуждать процентные ставки по кредитам — разговор ни о чем. Какие уж есть. Главный вопрос для заемщика-девелопера — не ставки, а сроки, на которые банки готовы выдавать ссуды. Сегодняшний коллапс возник из-за того, что раньше финансовые организации короткими деньгами кредитовали длинные проекты. Сегодня перекредитовка 95-99% таких проектов просто невозможна.
Мы в Гильдии управляющих и девелоперов подсчитали: 60% в себестоимости арендной ставки — это длина кредита. Даже не стоимость строительства. Так будет продолжаться, пока для нас не появится длинных денег. А их не появится. К сожалению, большинство банков будут функционировать как расчетные центры и игроки на инсайдерском фондовом рынке. Ситуация объективно тяжела, но нам четко дали понять: хороший заемщик — мертвый заемщик. Который за кредитом не придет. Кредиты на производство проще найти в Китае
Мария Чумак совладелец компании «ТИКОНС»
Получить деньги на инвестиционный производственный проект, даже исключительный по окупаемости и прибыльности, в банках Екатеринбурга невозможно. Вне зависимости от их масштаба.
В 2008 г. мы построили в поселке Шабровский цех по производству крышек easy open для алюминиевых банок. Подобного производства в России нет, продукция дешевле импортных аналогов на 20%. У нас сформировались твердые договоренности по контрактам с производителями консервов, с поставщиками сырья. К сентябрю 2008 г. мы не успели лишь купить специальный пресс у китайской компании. Банк, который готов был дать недостающую сумму — всего 70 млн руб., — заморозил финансирование. С тех пор цех не может в полном объеме запустить производство.
Мы обошли все банки, пытаясь найти на приемлемых условиях трехлетний кредит: срок окупаемости проекта составляет 21 месяц. Но нам везде объясняли: производство наряду с металлоторговлей и девелопментом — сферы, которые не кредитуют. Предлагали максимальный срок кредита год-полтора. В итоге самым реальным вариантом оказалось сотрудничество с Экспортно-импортным банком Китая. Но чтобы на него выйти, пришлось достучаться до правительства области и заручиться поддержкой. Самостоятельно это сделать едва ли получилось бы. У нас вышло, потому что мы привлекли региональное отделение «Деловой России».
Сейчас мы с китайским банком ведем переговоры. Возможно, будет факторинговая схема: банк перечислит деньги производителю пресса, а мы получим рассрочку платежа. В любом случае мы сделали вывод, что отечественным банкам неинтересно кредитовать реальный сектор. Кредитная оттепель: за и против
Олег Федотов заместитель председателя Уральского банка Сбербанка России
Если к нам приходит бизнесмен с позицией «власти вам сказали, что надо кредитовать, вот и давайте» — разговора точно не получится.
Борис Дьяконов заместитель председателя правления Банка24.ру
У массы клиентов закончились залоги, потому что все подешевело. У заемщиков нет креативных бизнес-идей, куда вложиться. Все стали пессимистами.
Ольга Шарушинская управляющая филиалом Инвестторгбанка
Все банки друг у друга переманивают клиентов. Я хочу не только выдать кредит, но и сделать так, чтобы, придя ко мне, клиент рос постепенно, вместе с банком.
Даниил Абрамов начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала»
Сделка возможна, если есть понятная цепочка, а в ее финале — компания, финансовому положению и контрактным обязательствам которой мы доверяем.
Владимир Пухов председатель правления СКБ-банка
Смотреть на ставку рефинансирования бесполезно. Ее роль — показывать банкам направление мысли Центробанка, его рекомендацию. И все.
Ольга Калюжная вице-президент по корпоративному бизнесу МДМ Банка
Заемщики, чье положение устойчиво, а бизнес приносит существенный доход, в последнее время стремятся не только избежать новых займов, но и вернуть взятые ранее.
Андрей Золотухин председатель правления ВУЗ-банка
Аппетит к риску у банков есть, деньги есть. Но упал спрос. Все делают гораздо меньше покупок, чем раньше, и это отражается на экономике предприятий.
Сергей Козлов заместитель генерального директора Банка Сосьете Женераль Восток в Екатеринбурге
Выгодно кредитовать либо самый крупный бизнес, либо совсем малый. Средние предприятия для банков менее привлекательны.