Крег Кохон: Не просто цирк
Гастрольное расписание шоу составлено на годы вперед, и, чтобы попасть в заветный список в 2010 г., Казани пришлось побороться со столицей Италии. Куда Cirque du Soleil — туда и туристы. Градонач
Гастрольное расписание шоу составлено на годы вперед, и, чтобы попасть в заветный список в 2010 г., Казани пришлось побороться со столицей Италии.
Куда Cirque du Soleil — туда и туристы. Градоначальники подсчитали, что приезд «дю Солей» повышает поток туристов в среднем в пять раз. И Казань надеется на такой же эффект. «На выступления в августе приедут жители Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Ульяновска, я знаю, что крупные татарстанские предприятия «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», КамАЗ выкупают целые пулы билетов для своих сотрудников», — рассказал Ильсур Метшин, мэр Казани.
Cirque du Soleil не имеет аналогов, его шоу не с чем сравнивать. Синтезировав различные виды сценического искусства, Cirque du Soleil создал новый жанр, подарив ему собственное имя. Фантастические, невероятные шоу посмотрело более 90 млн человек на пяти континентах. В 2009-м, в год своего 25-летия, легендарная компания и лидер мировой индустрии развлечений пришла в Россию.
Главная сцена Cirque du Soleil находится в Монреале, в провинции Квебек (Канада). Это место, где он родился. Но сегодня функционируют 17 разных шоу под маркой Cirque du Soleil: десять стационарных, а остальные годами гастролируют по всему свету — рассказывает Крег Кохон.
Корректируете ли вы шоу в зависимости от места и аудитории?
— Нет, оно не меняется. Более того, у нас на каждое шоу выделен только один-единственный состав артистов. Поэтому если по какой-то причине кто-либо из труппы не может выступать, шоу в гастрольном турне заменяют на другое.
Но работа в разных странах подталкивает творческий состав Cirque du Soleil к новым экспериментам, рождает идеи. Например, состоятельные зрители стационарного шоу в Лас-Вегасе как-то не пожалели денег и предложили труппе изобрести что-нибудь, чего никто прежде не видел. Сказали: делайте что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, не ограничивая творчество фиксированным бюджетом. В результате появилось шоу «Ка», сумма бюджета которого составила $200 млн.
Каковы отношения Cirque du Soleil Rus с головной компанией в Монреале? Как распределены зоны ответственности?
— Вообще, в Cirque du Soleil работает почти 4 000 человек, среди которых свыше тысячи артистов, остальные — директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренеры, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т. д.
В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного неактерского состава — 1 800 сотрудников. Там создается большая часть цирковых программ. На постановку каждой уходит от года до трех лет.
Идеи в основном рождаются у основателя Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Он собирает творческую команду, которая развивает идею: формирует главную тему, пишет сценарий, музыку, ставит свет, придумывает персонажей и их костюмы. Именно монреальский офис привлекает к работе известных и талантливых художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне, поставивший в разные годы восемь шоу для Cirque du Soleil.
Почему за бренд Cirque du Soleil в России отвечают менеджеры, формально далекие от шоу-бизнеса, мешает ли это развитию проекта?
— А как можно разделить людей на творческих и нетворческих? Мы привыкли вешать на людей ярлыки: ты — артист, он — врач, она — учитель. На самом деле каждый может стать кем угодно — и в каждом из нас живет и бизнесмен, и циркач. Главное — найти какую-то середину. Потому что без творческой жилки ни один коммерческий проект не будет успешным. А без коммерческой не получится сделать масштабное творческое шоу.
«Дю Солей» с русским акцентом
Во всех шоу Cirque du Soleil работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например в «Алегрии», более половины цирковых — из стран бывшего Союза. Их тяга к мировому бренду объяснима, ведь для них канадское шоу стало неким мерилом мастерства, лучшим работодателем, полным воплощением их самореализации и успеха. В то время как годовой оборот государственной компании «Росгосцирк», по ее собственным данным, составляет около $3,5 млн, оборот Cirque du Soleil — в 200 раз больше.
Привлекая в программы артистов из нашей страны, Cirque du Soleil каким-то образом использует принципы уникальной российской цирковой школы?
— Cirque du Soleil ставит свои задачи, и требования к артистам здесь довольно высокие. Попасть сюда — все равно что войти в Премьер-лигу. Но среди русских очень много талантов: у нас работают русские тренеры, постановщики номеров, художественные руководители и рекрутеры. Мы задействуем множество цирковых артистов из России. В наших шоу участвуют даже талантливые российские спортсмены, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике.
Цирки в крупных российских городах, входящие в систему Росгосцирка, получают бюджетное финансирование. При этом их руководители постоянно жалуются на недостаток средств, просят увеличить фонды, говоря, что высокохудожественные программы не могут зарабатывать самостоятельно, рынок-де не принимает высокое искусство. Есть ли какие-то формы господдержки Cirque du Soleil в разных странах?
— Когда мой партнер и основатель цирка Ги Лалиберте в 1984 г. придумал формат Cirque du Soleil, он обратился к правительству провинции Квебек, и оно поддержало начинание. Тогда для рекламы своего проекта он с группой единомышленников прошел 90 км от Бай-Сен-Поля до Квебека на ходулях. В результате средства были выделены. Но о какой-то поддержке со стороны государства сейчас речи не идет. И у нас нет такой необходимости.
Если бы менеджеры российских цирков спросили вашего совета, как сделать программу, которая смогла бы стать рыночным бестселлером, что бы вы им сказали?
— Нужно менять подход, менять мышление. В ближайшие годы российский цирк не сможет стать коммерческим, даже если на это будут выделены деньги. Мы в свое время ломали стереотипы, и до сих пор на этом держится наш бизнес. Мы удивляем — это наша главная задача. Отрицаем, что есть что-то невозможное. В России же слишком много «нельзя». Хотя на деле оказывается, что все возможно. Но это мешает развитию бизнеса. В Европе же наоборот: там хотя и действует принцип «все можно», но на деле ничего нельзя. И это тоже мешает развитию творческого потенциала.
Какова стратегия Cirque du Soleil в России? Можно ли надеяться жителям Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Ростова-на-Дону и других крупных городов, что они тоже увидят программы Cirque du Soleil?
— Надеяться можно, рано или поздно мы приезжаем во все города, куда нас приглашают. Правда, с гастролями в некоторые точки мира связаны технические сложности. Дело в том, что для установки шапито требуется определенное пространство. Должны быть свободные площади, на которых мы бы уместились, да и поверхность должна быть ровная — перепад не должен превышать 1,5 см. Поэтому не каждый город может нас принять. Особенно распространена эта проблема в Европе — с ее узкими улицами. Но мы работаем над решением этой задачи и никому не отказываем.
Игра для взрослых мальчиков и девочек
Недаром цирк ассоциируется с волшебством. Cirque du Soleil ломает стереотипы каждым своим действием. Рекламируют шоу знаменитости, расхаживающие на ходулях, за новыми идеями для представлений создатель Cirque du Soleil летает в космос, а билеты на шоу раскупают в Сети даже те, кто прежде не совершал через Интернет ни одной покупки.
Самые дешевые билеты на представления в России стоят в несколько раз дороже, чем на обычные цирковые программы. Аудитория Cirque du Soleil в России — наиболее обеспеченная часть населения?
— Все люди равны. Мы рассчитываем, что наша аудитория — это абсолютно каждый человек. Чтобы сделать возможность посещения шоу доступнее, мы проводим различные акции. Например, день студента, когда все билеты продаются по одной минимальной стоимости: кто раньше пришел, тот выбрал лучшее место.
Как бы это ни звучало — для нас главное не прибыль. Сначала мы хотим сделать хорошее шоу, создать уникальную первоклассную идею. И только потом уже говорить о прибыли. И даже если мы не получим за это прибыли, ничего страшного. Ведь настоящая роскошь — это не Bentley, не большой дом, а время. Мы стараемся его не терять и делать что-то по-настоящему ценное уже сегодня. Посмотрите на мои часы. На них написано: самое время. Это моя философия.
Как вы продвигаете свой бренд в разных странах, поддерживаете имидж цирка?
— У Cirque du Soleil довольно много поклонников по всему миру. Поэтому продвигать наш бренд несложно. Мы стараемся включать всех любителей нашего шоу в творческий процесс и не перестаем их удивлять. Недавно, на 25-летие Cirque du Soleil, организовали флешмоб на ходулях, в котором приняли участие 800 человек, в том числе много знаменитостей и довольно состоятельных людей. Это мероприятие побило мировой рекорд по массовому хождению на ходулях.
Мой партнер Ги Лалиберте стал первым человеком, полетевшим в космос в качестве туриста. Так появилась, кстати, тема для очередного шоу «Варикай» с Икаром, упавшим с неба.
Год назад мы стали открывать «Евровидение» своими небольшими выступлениями. Это тоже довольно необычный маркетинговый ход.
Вы заявили, что будете продавать билеты в российских городах только через Интернет, но у нас не так хорошо развита электронная торговля, чтобы делать на нее ставку. Нет опасений по этому поводу?
— То же самое нам говорят в каждом городе. Везде, куда мы приезжаем, более 70% билетов реализуются через Интернет. Кстати, в интернет-продажах мы тоже рекордсмены, так что ждите оживления онлайн-торговли в вашем городе.
Крег Кохон
Вице-председатель совета директоров компании Cirque du Soleil Rus (с 2009 г.)
Родился 5 июня 1963 г.
Образование: Университет Западного Онтарио, факультет свободных искусств.
Карьера: конец 80-х — середина 90-х гг. — директор по маркетингу в СССР и Северной Европе; середина — конец 90-х гг. — директор торговой марки Coca-Cola в мире; до 2009 г. — владелец и управляющий консалтинговой компанией по международным стратегическим проектам.
Семья: женат, воспитывает двоих детей.
Cirque du Soleil
Год основания: 1984.
Место основания: канадская провинция Квебек.
Основатели: уличные цирковые артисты Ги Лалиберте, Даниэль Готье и Жиль Сте-Круа.
Количество артистов: более 4 000 человек, задействованных в 25 шоу.
Зрители: представления посмотрело более 90 млн человек в 250 городах мира.
Истоки: развивая концепцию Cirque du Soleil, Ги Лалиберте посещал Центр циркового искусства Росгосцирка и театр «Лицедеи» Вячеслава Полунина.
Годовой доход Cirque du Soleil равен бюджету Екатеринбурга
$810 млн |
ежегодный доход от спектаклей Cirque du Soleil |
80 млн человек |
посмотрели представления Cirque du Soleil во всем мире по данным на конец 2009 г. |
$1,2 млрд |
стоили в 2006 г. 95% акций Cirque du Soleil, принадлежащих его основателю Ги Лалиберте |
$35 млн |
заплатил Ги Лалиберте за неделю в космосе на МКС в сентябре 2009 г. |
$100 млн |
вложил Ги Лалиберте в фонд One Drop, занимающийся поставками воды в засушливые районы |
Источник: собственные данные «ДК».