«Крепак» уличил Шпака в плагиате
Компания «Чистые технологии — Р» производит пакеты для мусора «Крепак», представленные на рынке Свердловской и Челябинской областей. Поводом для обращения в арбитражный суд стало появление в екатер
Компания «Чистые технологии — Р» производит пакеты для мусора «Крепак», представленные на рынке Свердловской и Челябинской областей. Поводом для обращения в арбитражный суд стало появление в екатеринбургских магазинах аналогичной продукции под торговой маркой «Шпак». «Мы увидели, что продаются практически точные подделки с небольшими изменениями на упаковке. Почувствовали некоторое снижение спроса. Проконсультировавшись с юристами, решили обратиться в суд. Продукт внешне схож с нашим, но цена ниже на треть. Именно поэтому многие дистрибьюторы приобретали пакетики Шпака», — объясняет Владислав Караваев, директор ООО «Чистые технологии — Р».
В юридической фирме «Городисский и Партнеры» сообщили «ДК», что после изучения стилистических особенностей оформления упаковок они сделали вывод о недобросовестном характере действий ИП Шпак. Евгений Дедков, юрист ЮФ «Городисский и Партнеры»: «Скопировали не только общий художественный замысел оформления лицевой и оборотной стороны товара, но и отдельные элементы дизайна. Мы рассматривали упаковку с точки зрения авторского права. И на наш взгляд, Шпак произвел упаковку, переработав «Крепак».
ООО «Чистые технологии — Р» подало в Арбитражный суд Свердловской области исковое заявление. Ответчик обвинялся в нарушении ст. 16 закона об авторском и смежных правах, в частности в нарушении права на переработку произведения. Исковые требования касались конфискации, запрета на продажу и хранение контрафактных упаковок «Шпак».
Суд назначил экспертизу, в результате которой установили: упаковка мусорных пакетов «Шпак» создана путем компьютерной переработки упаковки «Крепак». В результате арбитражный суд вынес решение об удовлетворении всех требований ООО «Чистые технологии — Р».
Валерий Шпак в интервью «ДК» подчеркнул, что считает требования компании «Чистые технологии — Р» необоснованными: «На мой взгляд, претензии наших оппонентов как минимум комичны. Если взять вопрос авторского права, то да, безусловно, некоторая схожесть в оформлении есть. Но мы же не написали на упаковке «Крепук» или «Крепышка». Мы выполнили эскиз упаковки мешков в едином стиле, который используется нами для одноразовой посуды. Более того, на упаковке был наш товарный знак. Это полный абсурд: нарушать авторское право, но при этом ставить свой товарный знак, выходные данные». По словам г-на Шпака, подобное оформление использовалось только лишь в первой пробной партии пакетов для мусора (объем — 60 тыс. руб.) и к моменту подачи иска весь спорный товар был уже продан: «На мой взгляд, «Чистые технологии» попросту почувствовали, что на рынке стали появляться настоящие конкуренты. И решили таким образом их устранить. Но если к нам претензии можно предъявить, то к другим нет». Вместе с тем Валерий Шпак отметил, что его предприятие сотрудничало с ТЦ «Монетка», в котором пакетики «Чистых технологий» не продавались.
Как полагает Артем Шутов, исполнительный директор РА «Штольцманъ и Кац», у компании, выигравшей дело, были все основания для претензий: «Эти упаковки очень похожи. И внешний вид в целом, и цветовая гамма, и компоновка отдельных элементов как на лицевой, так и на оборотной стороне. По сути, одна упаковка имитирует другую, перепутать их очень легко». По мнению г-на Шутова, этот случай еще раз доказывает необходимость брендирования продукта: «Независимо от того, продаете ли вы семечки, конфеты, пакеты для мусора или спортивные костюмы, ваш товарный знак, ваша этикетка и упаковка должны быть уникальными. Это, с одной стороны, возможность сделать товар более привлекательным для потребителя, а с другой — надежный способ защиты от недобросовестных конкурентов».
Специалисты по брендам утверждают, что многие случаи контрафакта и иных нарушений, связанных с подделками, остаются безнаказанными. «Исход судебного разбирательства между двумя компаниями, производящими пакеты для мусора, в некотором смысле обнадеживает. Это свидетельствует о том, что уровень правовой грамотности постепенно растет, а владельцы самых разных предприятий стали серьезнее относиться к своим брендам», — резюмирует Артем Шутов.
Арбитражный суд решил, что упаковка «Шпак» создана путем компьютерной переработки упаковки «Крепак».
Текст: Сергей Панин. dk@apress.ru