«Кричать на ребенка, махать ремнем — бесполезно. Это не мотивация!» — Константин Селянин
«Плохие отметки — это не показатель того, что ребенок не понимает предмет, что ему нужен, к примеру, репетитор, чтобы «натаскать». Все дело в банальной лени». Колонка Константина Селянина для DK.RU.
Константин Селянин, член Наблюдательного Совета в ГК «Уралпластик»:
— Не всегда дети с энтузиазмом ходят в школу. Большинству родителей приходится мотивировать ребят: кто-то уговаривает, кто-то запугивает... Тактики бывают разными. Мотивировать сына на учебу приходится и мне. Эта проблема была и остается для нас актуальной.
Во-первых, я придерживаюсь мнения, что уроки нужно делать вместе. Нахожусь рядом с сыном, когда он выполняет домашние задания, и у меня есть возможность проследить, не отвлекается ли он, и напомнить, что необходимо выполнить задание. К тому же, если задача сложная — я помогаю: мы вместе разбираемся. И всегда контролирую выполнение домашней работы.
Я убежден, что плохие отметки — это не показатель того, что ребенок не понимает чего-то, что ему нужен, к примеру, репетитор, чтобы «натаскать».
Все дело в банальной лени: дети просто ленятся и пытаются увильнуть от выполнения заданий.
И мой сын Гоша, как любой ребенок, любит отлынивать от уроков, а оправдывает себя тем, что занимается спортом. График у него, действительно, напряженный: до двух дня учится в школе, потом тренировка (он играет в «ВИЗ-Синаре»), когда заканчивает — на улице уже стемнело, он устал, а надо еще делать уроки и ведь хочется поиграть.
Совмещать учебу с занятиями спортом сложно. Бывают турниры в других городах, приходится уезжать, пропускать школу, а потом наверстывать упущенное. И здесь я не даю ему слабину. Показательный пример.
Как-то делали уроки в поезде на обратном пути с турнира.
Гоша решил задачи по математике, выполнил задания по английскому языку и говорит: «Папа, а русский язык я не могу сделать — поезд качается, рука трясется. Почерк будет некрасивый, и учитель поставит двойку!». Что же, я с аргументом согласился. Но чуть позднее увидел в расписании, что в скором времени 50-минутная стоянка в Тюмени. Вернулся в вагон, а Гоша уже играет с ребятами. Говорю: «У меня хорошая новость! Мы сделаем русский! Скоро будет долгая стоянка». Сын, конечно, погрустнел, но деваться некуда. И вот, пока все гуляли в Тюмени, мы делали уроки. Я всегда направляю его и не пускаю его учебные дела на самотек.
Я сам, когда учился на матмехе УрГУ на очном отделении, играл в баскетбол на профессиональном уровне и у меня уже был свой бизнес. Ничто человеческое мне не было чуждо: понимаю, насколько сыну сейчас сложно, но, с другой стороны, знаю, что можно успешно совмещать учебу и спорт.
Чтобы мотивировать сына на учебу, я также подговорил футбольного тренера: раз в месяц он проверяет дневники мальчишек. Дети его боятся по-хорошему, больше, чем родителей. Ведь с мамой и папой можно договориться, где-то надавить на жалость и заплакать, а с тренером такие номера не пройдут. Его требование, чтобы в дневниках не было троек. Если будут, то ребенок будет отстранен от тренировок, пока не исправит плохие оценки. Но пока все обходится предупреждением.
Иногда сын спрашивает, зачем ему изучать тот или иной предмет. В такие моменты я обычно стараюсь объяснить ему в игровой, понятной ему форме, что любые школьные знания необходимы. Приведу пример. Во втором классе мы начали изучать таблицу умножения, Гоша заявил: «А зачем мне таблица умножения? Я буду футбольным вратарем, она мне не нужна». Тогда я поинтересовался:
«Допустим, ты заключишь контракт с «Барселоной». И тебе предложат контракт либо по 10 млн. долларов в год на пять лет, либо на семь лет по 8 млн. долларов, что ты выберешь? Что больше, а что меньше?»
Ребенок задумался, понял, что нужно применить таблицу умножения. В «Барселоне» играть ему хочется, и решение этой задачки вызвало живой интерес. Он сел, посчитал и выяснил, какой контракт выгоднее подписать.
Периодически такие уловки в общем-то работают. Да, это манипуляция, но она не несет никакого вреда, только пользу. Я считаю это одним из самых действенных методов. У ребенка всегда есть какое-то любимое дело, которым он искренне интересуется, к этому и привязывать учебную ситуацию. Ведь кричать и махать ремнем бесполезно, нужно показать ребенку, что знания школьные ему нужны, они пригодятся. И на понятных и интересных ему примерах.
Вообще, говоря о мотивации, отмечу, что в этом вопросе главное — выстроить с ребенком доверительные отношения. Только тогда он будет слушаться. И эти отношения нужно выстраивать пока он еще в пеленках лежит. Но не всегда это удается, родители зачастую не могут уделить ребенку столько внимания, сколько хотелось бы. Но доверие — самое важное, потому что если ребенок не доверяет, он не верит в то, что ему говорят. Здесь важно также учитывать возраст. Если малыш просто не может не доверять родителям, то у подростка возникают протесты, нужно найти контакт, методы уже будут другими.
Неплохо в плане мотивации действует объяснение своих чувств ребенку.
Я никогда не ругаю Гошу за плохие отметки, но говорю, что я расстроен из-за неудовлетворительных оценок.
И это помогает: ему не хочется расстраивать меня. Подводить родителей он пока что не хочет. Мне также помогает то, что я хорошо чувствую, что у сына в голове, умею поставить себя на его место и подумать, а чего бы я хотел в его возрасте.
И напоследок о доверии. Вспоминается забавный эпизод. Нужно было Гоше сдать кровь из вены, он тогда еще очень маленьким был и боялся, что будет больно. Я придумал следующее: купил две одинаковые майки со швейцарским флагом и предложил Гоше надеть эти футболки для смелости, чтобы ничего не бояться. В них мы пошли в поликлинику. Из процедурного кабинета доносился дикий вой, некоторые в очереди не выдерживали и уходили. Мы дождались, зашли. Когда Гоше воткнули иголку в вену, слезы хлынули из его глаз, но он стойко вытерпел. Вышел и говорит: «Папа, мы же в смелых майках, ну почему так больно?». И разрыдался. Но я не обещал ему, что не будет больно, но поддержал его, доверие сохранилось. Дальше на болезненные процедуры мы ходили только в этих футболках.
Материал подготовила Анастасия Оборина