Криминальное авточтиво
Угнать за 60 секунд Примерно полтора года назад закончилось расследование гигантского по масштабам дела о контрабанде в Россию дорогих автомобилей. Сотрудники ГУБОП и Следственного комитета при МВД
Угнать за 60 секунд
Примерно полтора года назад закончилось расследование гигантского по масштабам дела о контрабанде в Россию дорогих автомобилей. Сотрудники ГУБОП и Следственного комитета при МВД РФ совместно с ФБР раскрыли группу выходцев из стран Восточной Европы, которые за считанные минуты похищали из ведущих салонов США до десятка машин престижных марок. Так, 27 сентября 1998 г. в городе Скарборо (штат Мэн) из одного автосалона за ночь исчезло шесть «Рейндж-Роверов», а уже 28 октября компания Prestige Lexus (Рэмси, штат Нью-Джерси) лишилась сразу десяти «Лексусов». Позже несколько пропавших авто «всплыли» на территории СНГ. Но, как утверждают милиционеры, большинство из них еще не найдены, и обеспеченные люди в провинции все еще катаются на ворованных лимузинах. До поры до времени.
Такие автомобили на профессиональном жаргоне сыщики и перегонщики называют «интерпольными», поскольку все они автоматически заносятся в базу по угонам Интерпола. Национальное центральное бюро Интерпола в России было создано в 1990 г., а филиал Интерпола в Свердловской области появился только в 2000-м. Первые годы интерполовцы отрабатывали запросы еще 90-х годов. В списках стояло более 450 угнанных иномарок. С сентября 2003 г., после того как «международные полицейские» разобрались со старыми завалами, поток стал иссякать. По словам начальника филиала НЦБ Интерпола при ГУВД Свердловской области подполковника МВД Валерия Сологуба, за девять месяцев 2004 г. на территории области обнаружили всего 30 автомобилей, числившихся в международном розыске.
Впрочем, даже если купленная у «Белой башни» иномарка давно поставлена на учет, обольщаться не стоит. Валерий Сологуб: Были факты, когда человек ездил на машине, ничего не подозревая, 2-3 года, приходил на очередной техосмотр, а ему говорили: «Ваша машина в международном розыске». Начинаем разбираться, выясняется, что все дело в несвоевременно поступившей информации. База данных похищенного автотранспорта Генерального секретариата Интерпола формируется из национальных информационных массивов каждого государства. И некоторые отделения Интерпола с опозданием вносили свои сведения в международную базу, не по одной машине загоняли, а сразу несколько десятков тысяч. Сейчас все нормализовалось.
По словам частного предпринимателя Игоря Еремеева (в прошлом перегонщик автомобилей, теперь сводит нынешних перегонщиков с покупателями), в 1994 г. из-за подобной нерасторопности «интерполовцев» неприятности нажили себе сразу несколько екатеринбуржцев, которым посчастливилось приобрести Audi A6. Все машины пришли из Эстонии с родными, не перебитыми номерами. Добросовестные покупатели поставили автомобили на учет, а через полгода машины попали в Интерпол. Еще через несколько месяцев в город наведались представители немецких страховых компаний — до сих пор не известно, где они получили эту информацию, — пробили базу ГИБДД и нашли все Audi. Cтраховщики разослали автовладельцам повестки, собрали их на Ленина, 17, и объявили: «Машина ваша сейчас имеет уже не очень большую ценность, но мы за нее выплатили когда-то $4,5 тыс. Или вы отдадите нам эту сумму, или мы забираем ее и продаем с молотка». Все предпочли выплатить. И СК сняла свои требования.
Основные пути, по которым «интерпольные» машины попадают на Урал, — из Германии через Польшу и Белоруссию, а также из Финляндии через Москву и Петербург. Правда, скандинавское направление в последнее время особой популярностью не пользуется — финны ужесточили порядки. Да и внаглую — с неперебитыми номерами — машины уже не завозят. В Белоруссии в специальных мастерских автомобиль перебирают от и до — перепрограммируют электронику, избавляются от систем слежения, если таковые имеются. Затем готовят автомобиль для продажи: перебивают VIN и легализуют — делают фальшивый ПТС, техпаспорт (на жаргоне преступников это называется «ремонт»). В некоторых случаях машину пускают на запчасти. Распознать побывавший в такой автомастерской автомобиль неспециалисту практически нереально.
Кривая автомобильного рынка
Как признаются специалисты, «интерпольные» иномарки на городском рынке встречаются все реже — слишком хлопотное это дело переправлять дорогие иномарки через границу. Гораздо легче преступникам реализовать на рынке машины, угнанные в России. В основном они идут с московскими и питерскими документами. Известны даже группировки, которые обслуживают этот прибыльный рынок. В центре Москвы, например, работает банда во главе с неким чеченцем Султаном — ее главари частенько собираются в районе гостиницы «Националь». Они специализируются на иномарках среднего класса. Человека из автомобиля просто выкидывают — днем, в центре Москвы, угрожая ножом или пистолетом. Крылатское находится в ведении банды Медведя. Ее специализация — высокотехнологичный угон дорогих иномарок, в том числе с использованием экранирующих сигнал фургонов. С помощью сканера или граббера подбирается код доступа, причем, по словам сыщиков, от уровня противоугонной системы успех не зависит — могут угнать все, что угодно. Как правило, «Мерседесы» в 140-м и 129-м кузове, «Лендкрузеры 80» и «Мицубиси Паджеро» до 1996 г/в угоняют на запчасти. А «Мерседесы» в 220-м, 215-м, 230-м кузове, «Лендкрузеры 100» и «Гелендвагены» помоложе «ремонтируют».
Нередко для легализации ворованных авто применяют такой способ, как постановка автомобиля на учет в одном из удаленных регионов. Раньше это была Чечня. Сейчас — самый распространенный вариант — шестой регион, Ингушетия. Недавно высокопоставленный аноним из ГУ ГИБДД РФ, на волне очередной охоты на оборотней в погонах, рассказал одному из федеральных изданий о самой «надежной» схеме угонщиков: Там (в Ингушетии — ред.) выписывается документ, что ПТС, выданный ранее, утерян, хотя на самом деле его никогда не существовало, далее машина получает в нужном регионе новый ПТС и ставится на учет. Инспекторы, конечно, иногда пытаются дозвониться в Ингушетию, чтобы проверить факт выдачи первого ПТС, но это всегда бесполезно — к телефону никто не подходит, или подходят, но не те, или телефон занят, или связи вообще нет. Время от времени, для подстраховки, документы в Ингушетии «сгорают», «похищаются» и так далее — чтобы обезопасить тамошних милиционеров от проверки. В итоге распутать клубок практически невозможно. На Урале, кстати, эта схема также применяется весьма часто.
Самый верный способ избежать встречи с «отремонтированными» машинами на вторичном рынке, уверяют представители МВД, — идти в солидный салон либо рассматривать предложения только тех продавцов, авто которых стояли на учете в Свердловской области. Сергей Сычев, начальник отдела по розыску автотранспорта УВД Екатеринбурга: Мы уже устали повторять: покупать машину, а особенно иномарку, не стоявшую на учете нашей области, на рынке или с рук по объявлениям опасно. В первую очередь при покупке обращайте внимание на ПТС, потом на хозяина. А лучше вообще обходить такие автомобили стороной — от греха подальше.
Хотя «кривые», как называют их милиционеры, авто местной прописки — не такая уж большая редкость на авторынках. Кто специализируется на угонах в городе, Сергей Сычев назвать отказался, заметив только, что это, как и в Москве, выходцы с Северного Кавказа. Способы легализовать авто они находят самые изощренные. Например, автомобиль угоняют под паспорт технического средства, выданный либо на машину, которая уже угнана у заказчика, либо на сгоревшую, побывавшую в серьезной аварии, и так далее. Если у ГИБДД возникнут вопросы, всегда можно сделать круглые глаза: мол, идентификационных номеров нет, потому что автомобиль пришлось восстанавливать с нуля.
Другой контингент — «договорные машины». Эта схема связана еще и со страховым мошенничеством. Собственник передает авто в руки заказчиков, какое-то время выжидает, а потом заявляет в милицию о якобы случившемся угоне и получает деньги от страховой компании. За это время машине успевают перебить номера и найти нового владельца. По данным Сергея Сычева, в общей массе ворованных машин «договорные» авто занимают до 15%.
Заколдованный круг
Сколько «интерпольных», «договорных», «заказанных» и прочих «кривых» машин бегает по улицам Екатеринбурга, сказать не берутся ни в милиции, ни в Интерполе. Примерные цифры знают в автосалонах официальных дилеров. Сейчас практически каждый представитель марки имеет возможность связываться по Интернету с сервером автозавода. Забивая VIN машины, он видит, когда она выпущена, какой дилер ее продал и т. д. Однако, узнав тему беседы, наши собеседники стушевывались и давали комментарии только на условиях анонимности: Да, действительно, если VIN не перебит — что встречается крайне редко, — компьютер нам тут же выдаст телефон полиции. Если мы вводим перебитый номер, нам приходит сообщение: «Такая машина за ворота завода не выходила». Дальше можно только гадать, украдено авто или нет. Но проверять каждого клиента мы не будем. Только на вход в систему требуется минут 20. Да и потом, поймите нас правильно, если кто-то узнает, что мы звонили в милицию, к нам просто никто больше не поедет.
Единой базы автомобилей, выходящих с заводов, в ГИБДД нет. Сведения о некоторых марках местные милиционеры могут добыть через Интерпол. Но процедура эта хлопотная и затратная. К примеру, чтобы получить информацию по автомобилям Toyota, милиционерам приходится посылать запрос в центральный офис Toyota в Москве, оттуда его переправляют в Японию. Обратный путь тот же. Кстати, отсутствие единой базы позволяет мошенничать и самим производителям. Известно, что на «АвтоВАЗе» долгое время действовали так: изготавливают автомобиль с VIN, который должны были присвоить автомобилю, выпущенному через три-четыре месяца, и продают, например, в Екатеринбург без уплаты всех налогов. Потом выпускается машина с тем же VIN, которая продается уже легально.
На вопрос «ДК», почему правоохранительным органам не удается наладить сотрудничество с автомобильщиками, силовики разводят руками. Валерий Сологуб: Мы пытались работать с дилерами, выходили на них через другие подразделения милиции. Но они опасаются. Если станет известно, что они «сдали» своего клиента, могут и поджечь автосалон. Сами понимаете, на ворованных автомобилях часто ездят не последние в криминальном мире люди. Хорошо было бы создать некую объединенную базу данных производителей, но сведения нам готовы предоставить далеко не все. Мне иногда кажется, автозаводам выгодно, чтобы их машины похищали — человек получит деньги от страховой компании и снова купит машину. А купивший ворованную все равно придет за запчастями. Получается замкнутый круг. Думаю, с дилерами должны поработать страховые компании
Представители автомобильного рынка приводят контраргументы. По их словам, человек, купивший ворованную машину, в 99 случаях из 100 столкнется с неприятностями на сервисе. Например, у «мерседесов» уже с 210-го кузова при отключении аккумулятора «умирает» радио — чтобы заставить его работать, надо забить специальный код с электронной чиповой карточки. У ворованных машин такая карточка, как правило, отсутствует. Новую заказать можно только на заводе. А там для этого просят указать VIN... Другой пример: многие современные автомобили комплектуются электронными ключами. Если неосторожный хозяин наступит на него или, скажем, уронит в лужу, новый ключ придется заказывать опять-таки через дилера. Алексей Галкин, менеджер по продажам компании «Дельта-центр» (официальный дилер DaimlerChrysler): Чтобы заказать запчасти, нам нужно соблюсти инструкции концерна, изложенные на трех листах. Требуется предоставить машину в салон, где мы проверяем все номера машины и агрегатов. Потом человек привозит нам оригинал техпаспорта, своего личного паспорта, ПТС. Если он ездит по генеральной доверенности, он должен найти хозяина, взять у него еще одну нотариальную доверенность, в которой будет четко указано, что он имеет право заказать дополнительный ключ. Мы заполняем формуляры и отправляем в «Даймлер Крайслер Автомобиле Рус». Если в бумагах что-то не так, немцы их заворачивают, и все начинается по новой. Система очень простая и очень действенная. Дилеры полагают, что, если подход автоконцеров к заказу запчастей и дальше будет ужесточаться, им скоро не придется сталкиваться с недобросовестными покупателями и отводить глаза при виде «виртуального» VIN. Любой, кто приобретает машину на авторынке гораздо дешевле ее настоящей стоимости, будет знать: максимум, на что он может рассчитывать в сервисе, — это замена расходников или несложных «железных» деталей. В случае серьезной поломки машину надолго придется поставить на прикол.
Обратная связь: dk@apress.ru