Крупные уральские компании начали войну из-за бренда
Товарный знак «Уральский сыровар» поссорил двух крупных производителей — в Екатеринбурге судятся за исключительное право на бренд. Такие процессы в городе не редкость и без скандалов не обходятся.
Два производителя сыра — «Король сыров» (известен продукцией «Сыробогатов») и «Регион-ресурс» — судятся за бренд «Уральский сыровар». Известно, что с иском в арбитраж пошел первый игрок, по мнению компании, ее права на использование товарного знака следует признать исключительными, а конкурент должен изъять свою продукцию с похожим логотипом из торговых сетей «Елисей», «Верный», «Флагман», «Звездный», «Яблоко», «Агроторг» и «Барс», утилизировать ее, а также выплатить компенсацию в 3 млн руб.
Ведущий юрисконсульт группы компаний «Сыробогатов» Наталья Булыгина пояснила «Коммерсантъ», что торговую марку «Уральский сыровар» зарегистрировали на ТД «Король сыров» в октябре 2016 г. А «Регион-ресурс» стал активно использовать это же сочетание слов — «Уральский сыровар» — на упаковках своих сыров с декабря 2016 г., тем самым нарушив исключительные права. Однако второй участник спора не согласен с такой постановкой вопроса: подан встречный иск о признании действий «Король сыров» по регистрации товарного знака «Уральский сыровар» недобросовестной конкуренцией. Юрист компании Алексей Самойлов прокомментировал изданию:
Товарный знак разработали в июне 2014 г. В сентябре на собственном сайте знак разместил дизайнер, в конце того же года мы разместили его на своем сайте. После этого компания заказала этикетки, и в июне–июле 2015 г. стала поставлять товар в торговые сети. Компания использовала словесный элемент «Уральский сыровар», однако изначально не планировала его регистрировать, потому что слово «уральский» означает территориальную принадлежность, сыровары тоже везде свои. Это общеупотребительные значения.
Юристы считают, что шансы выиграть дело есть у обеих сторон. В целом же, по словам партнера фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, вызывает сомнения правомерность охраны словесного элемента «Уральский сыровар» в товарном знаке:
Этот элемент указывает на место изготовления товара, вид товара (сыр) и его изготовителя (сыровар). По закону не подлежат регистрации в качестве товарного знака характеристики, указывающие на вид товара, место его изготовления, производителя и так далее, — подчеркивает юрист в разговоре с изданием. — В этом случае претензии возникли именно в словесной части логотипа, так как графическая часть у ответчика совершенно другая. Потенциально ответчик имеет возможность поставить вопрос о правомерности использования товарного знака.
Отметим, что споры за бренд в Екатеринбурге — не редкость. Как писал DK.RU, за последние пару лет в городе было несколько громких скандалов вокруг товарных знаков. Так, бренд «Семь пятниц» пыталась забрать себе компания с Сейшельских островов, ссылаясь на право собственности. Позже участники шоу «Уральские пельмени» судились за свой бренд с бывшим директором Сергеем Нетиевским, а немецкая компания Globus намеревалась запретить Mallino Development Group использовать бренд «Глобус» в названии нового ТРЦ, который уральский девелопер строил вместо «Екатерининского».