Купи, купи, купи, купи: как молодежь обманывает себя, приобретая первую недвижимость
Наружная реклама и сообщения в социальных сетях заставляют думать, будто приобретение недвижимости, особенно первой — это вклад в будущее, инвестиция. Эта модель укрепляется в головах покупателей.
Михаил Хорьков, заместитель председателя комитета по аналитике Российской гильдии риэлторов, в колонке на Forbes рассказал, почему вера в инвестидею, которая пропагандируется застройщиками, не имеет ничего общего с реальным положением дел.
Фактически девелоперы продают не квадратные метры, а эмоцию, некое ощущение стабильности и взрослости. Все дело в том, что многие сегодняшние 30-летние выросли в условиях дефицита. Купить первую квартиру, даже в ипотеку, для многих из них означает стать богаче. Финансовые аспекты такой сделки для них вторичны.
Сегодня участники рынка вполне эффективно используют прошлое восприятие рыночных процессов. Инвестиционный подтекст почти не пропадает из рекламы недвижимости, несмотря на то, что цены на жилье в последние годы падали не только в реальных, но и номинальных ценах. И сейчас, когда рынок жилья после длительной стагнации перешел во многих городах к восстановительному росту, было бы странно, если бы тема инвестиций в недвижимость вновь не стала популярной», — говорит Михаил Хорьков.
У молодых людей стала популярна игра в инвесторов. Это и не удивительно. Данные о росте цен на недвижимость находятся в открытом доступе. По итогам прошлого года, квартиры в большинстве крупнейших городов России подорожали на 5-10%. Это и прельщает потенциальных покупателей: они думают, что получают инвестиционный инструмент высокой доходности, превышающей темпы роста инфляции и ставки по депозитам.
Заигрывания с инвесторами на рынке жилья в ближайшие годы продолжатся, несмотря на разговоры о том, что миллениалы изменят рынок жилья. Все дело в том, что основной группой покупателей на рынке квартир остаются представители «поколения икс» (родившиеся с конца 60-х до середины 80-х). Для этой группы жилье и квартира остаются безусловной ценностью, основой семейного капитала. Часть из них по-прежнему озабочена вопросом улучшения жилищных условий. Другие уже купили квартиру мечты или построили дом, но продолжают играть активную роль на рынке. Они продолжают покупать квартиры для своих детей, тех самых миллениалов, которые в будущем якобы «должны изменить рынок жилья».
Идея инвестиций в жилье очень хорошо ложится на паттерн поведения «иксов» со стойкими установками из дефицитного прошлого — «дать старт во взрослую жизнь» и «выполнить родительский долг». Все это поддерживает высокий спрос на студии и однокомнатные квартиры, несмотря на то что во многих городах таких квартир уже больше, чем одиноких людей», — продолжает Михаил Хорьков.
Для многих из тех, кто ощущает себя инвестором, факт получения ключей от квартиры, купленной на стадии строительства, уже является точкой безубыточности. А переезд собственного ребенка в эту квартиру — достижение стратегических целей. Поэтому и коммуникации с такими покупателями должны идти прежде всего в эмоциональной, а не финансовой плоскости. «Игра в инвесторов» становится важнее самих инвестиций, и такому покупателю надо продавать не доходность, а будущую ценность города, района или вида из окна. То, во что можно поверить, но очень сложно проверить.
Те застройщики, которые овладеют этой игрой, смогут извлечь максимум из работы с поколением миллениалов. И лишь затем настанет будущее, в котором «поколение Z» навсегда изменит правила этой игры», — отмечает эксперт.
Почему именно они? Дело в том, что «зеты» — первое поколение, не знающее, что такое дефицит. Для выстраивания коммуникации с этой категорией покупателей девелоперам придется очень постараться.