Лакшери-навоз в кредит: как заработать на продаже удобрений. Первые деньги Евгения Ганеева
«За навоз-то здесь платить?», — спрашивали дачники, которые выстраивались в очередь, чтоб вернуть деньги за взятые в кредит удобрения. Как устроить феншуй для клиента — в колонке на DK.RU.
Евгений Ганеев — из тех, о ком в бизнес-среде говорят: «серийный предприниматель». Он постоянно создает какие-то проекты, раскручивает их, что-то продает, что-то покупает, к кому-то входит в долю. Он говорит, что ошибаться — это нормально, что не бывает такого, чтобы все получалось, да еще и с первого раза. Однако, кажется, что ему удается любое дело, даже если это бизнес по продаже навоза. В колонке на DK.RU он рассказывает, как заработал первые деньги.
Евгений Ганеев, собственник магазина готового бизнеса UralDelo.RU:
— Свои первые деньги я заработал еще в школе. В старших классах мы с друзьями, например, торговали водкой. Тогда же было все по-другому, все было проще. Мы брали оптом водку, прибавляли ноль к цене и везли в область. Часть товара у нас пропала, часть разбилась, еще половина выпилась, но, несмотря на это, благодаря адской наценке, это был хороший доход. Хотя и не баснословный, как могло бы быть.
Мы застали самый конец девяностых, когда еще можно было браться за все, что угодно, можно было пробовать и ошибаться — маржа была высокой почти везде. Сейчас предпринимателю ошибки обходятся гораздо дороже.
Потом мы занялись «квалифицированной валкой леса». У меня даже была визитка «Лесоруб», которую я раздавал и позже, когда мы уже занимались продажей готового бизнеса.
Этот бизнес мы придумали сами. Как сейчас говорят, сумели создать УТП — «уникальное торговое предложение», и спрос на наши услуги был большой. «Квалифицированная валка леса» — это когда растет одно дерево на дачном участке, а вокруг него уже много-много построек: линии электропередач, бани, теплицы, туалет, дом. А дерево огромное, размашистое. Надо бы его спилить, но непонятно, как при этом ничего не порушить.
Тогда и вызывали нас — ультрасуперспециалистов, которые могли это дерево очень грамотно и плавно повалить. Было очень интересно: каждый раз приходилось решать какую-то неординарную задачу! Стоила эта услуга по тем временам бешеных денег — 1000 руб. за одно дерево. Сейчас это, наверно, тысяч десять. В среднем, выходило по дереву в день — для первокурсников мы зарабатывали большие суммы.
Но это был, конечно, не бизнес в общем понимании, а самозанятость: мы, будучи альпинистами с опытом, сами лазили по деревьям, сами их валили. А вот «Эпопею» уже можно назвать бизнесом в полной мере.
В «Эпопею» мы ввязались в 1997-м. И она не отпускала нас лет десять. Суть бизнеса была проста: мы находили фермы, где содержат коров, и предлагали им бесплатно вывезти навоз. Многие соглашались, потому что не всегда уборку можно провести с помощью экскаваторов и погрузчиков. Мы же нанимали двух самых обычных грузчиков, и они там же, на месте, фасовали сырье в мешки по 50 кг.
Никакой производственной линии, никаких мешкозашивочных машин у нас не было. Все очень просто: мешок — лопата — грузчик. По-простому, по-народному. Затем все закидывалось в машину и развозилось по садам. Очень многие бизнесы хороши тем, что они простые. Все, что просто, то и хорошо: нечему ломаться. Меньше пафоса, но больше дела.
Удивительно: ведь тогда у нас не было ни интернета, ни компьютеров, мы отпечатали на машинке под копирку объявления, которые начинались словами «Уважаемые садоводы…» (и это была вся наша рекламная кампания) — но заказов было очень много.
Бизнес, связанный с удобрениями, сезонный — ровно шесть месяцев, с апреля по октябрь. За сезон мы зарабатывали на квартиру. Цены на квартиры росли, но и цены за мешок тоже росли. Поэтому соотношение таким и оставалось.
Мешок навоза всегда у нас стоил психологически дорого. Сначала 25 руб., а последняя наша цена была 650 руб. Были мешки и под тысячу рублей, но там действительно был «лакшери-сегмент» — отборный, сухой, гранулированный навоз.
Несмотря на немаленькую цену, его покупали, потому что мы предоставляли полный феншуй для клиента: к мешку прилагалось еще и сервисное обслуживание. В садах же в основном пожилые женщины работают, им тяжело. Мы предлагали донести удобрения до грядки, а при необходимости и раскидать, как потребуется. Людям это нравилось.
Затем мы одними из первых (еще до «ОВК-1») ввели кредитование. Причем по уникальным условиям: кредит не только без процентов, но и без документов! Мы оформляли простейшую расписку, где указывали сад, участок и сумму к оплате. Все нормально: люди платили. Эта мера очень сильно сказалась на продажах — они выросли почти в два раза.
Просроченная задолженность была, но она укладывалась в рамки погрешности: где-то 4%. Люди считали своим долгом заплатить, потому что не отдавать кредит было неприлично. Сейчас среди некоторой части населения, может, даже модно не выплачивать долги, но тогда все работало по совести. И, кстати, с клиентами нам везло: дачники – прекрасные люди, очень честные.
С заемщиками мы встречались по пятницам в городе — для этих целей снимали стол в офисе одного турагентства (сейчас это называется коворкинг, но тогда и слова такого никто не знал). Из наших клиентов выстраивалась очередь: «А за навоз-то здесь платить?», — обращались они к тем, кто едет куда-нибудь на Бали или Сейшелы. Это было немножко диковато, конечно. Зато сейчас вспоминать очень смешно.
Почему «Эпопея»? Потому что это было нечто всепоглощающее. Лето проходило на одной волне — ты весь был в этом процессе. У меня, кстати, и дети там участвовали. Старшая дочь ходила по садам, записывала заявки на удобрения. Такое вот начальное бизнес-образование.
Продавал я «Эпопею» дважды. Сначала продал и заскучал — через год выкупил обратно. Года три назад снова продал. Причем человек, который ее купил, сейчас еще больше развил это дело: за первый год преумножил в разы то, что было у нас, а сейчас у него просто империя удобрений. Смотрю на него и радуюсь.