Лариса Малышева: В кризис бизнес-образование становится более востребованным
Директор МВА Центра УрФУ рассказала об изменениях, произошедших на рынке бизнес-образования и стратегиях бизнес-школ.
Как изменился спрос на рынке бизнес-образования? Какие существуют тенденции и тренды в новых экономических условиях?
- На сегодняшний день сложилась довольно-таки непростая ситуация. Рынок бизнес-образования стал совершенно размытым и разнообразным. Причина тому – Закон об образовании 2011 года, который вывел дополнительное профессиональное образование за пределы государственного регулирования. Фактически, любой обладатель лицензии получил право выдавать документы об обучении. Для получения лицензии необходимо соответствовать базовым требованиям, но никто не мешает консалтинговым и тренинговым компаниям, а также различным корпоративным университетам осуществлять образовательную деятельность и без лицензии. Несомненно, есть хорошо зарекомендовавшие себя образовательные структуры, давно работающие на рынке. Но есть и те, кто воспользовался либерализацией рынка образовательных услуг.
Это создает проблемы для потребителей: за красивыми названиями может стоять пустота, за цветистыми резюме бизнес-тренеров – шоу и ссылки на красивые сертификаты и непонятные бизнес-тренинги. Не секрет, что учить, лечить и готовить еду может практически каждый. И нет ничего проще на основе прослушанных тренингов, прочитанных книг и мониторинга интернет - ресурсов скомпилировать нечто образовательное. Это так называемая стратегия «снятия сливок», характерная для новичков на рынке, которые, как быстро появились, так же быстро и исчезают.
В кризисных условиях сфера бизнес-образования становится даже более востребованной, нежели в стабильное время. С одной стороны, возрастает спрос со стороны предприятий на программы разработки и реализации стратегии с вовлечением персонала, оптимизацию издержек, создание альянсов и поиск рынков сбыта. С другой стороны, сотрудники предприятий повышают свою конкурентоспособность на рынке труда и приходят на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Что касается предложения, то, как и в предыдущий кризисный период 2008 года, на рынке появилось множество психологически разгрузочных курсов от тренеров и коучей, предлагающих философски успокоительные программы «за жизнь», гарантирующих саморазвитие, семейное благополучие и мир во всем мире. Увеличилось количество условно бесплатных мероприятий, связанных с нетворкингом, приятным времяпрепровождением. Это не относится к образованию, скорее, к развлечениям, несмотря на то, что могут обсуждаться темы, связанные с бизнесом.
Как обычно повышенным спросом пользуются курсы, связанные с продажами, переговорами. Но и на долгосрочные программы спрос не падает, поскольку краткосрочные тренинги не могут оказать системного эффекта и не дают качественного роста и развития.
Есть ли стратегии у бизнес-школ? Чем бизнес-школы отличаются от других образовательных учреждений?
- Несомненно, бизнес-школы, как и другие бизнес-структуры, корректируют стратегии. Оптимизируют продуктовый портфель, ищут новых потребителей, адаптируют программы к существующим реалиям.
Традиционно бизнес-школы обладают сбалансированным продуктовым портфелем, в отличие от тренинговых компаний. Работают с различными рынками и разнообразными потребителями. Это и программы магистратуры, и профессиональной переподготовки и повышения квалификации, корпоративные программы, МВА, тренинги и семинары. Стратегия бизнес-школам необходима для выстраивания линейки продуктов и исключения внутренней конкуренции и каннибализма.
Конечно, бизнес-школы отличаются от вузов. Они работают на открытом рынке, зачастую в условиях самоокупаемости. Программы бизнес-образования не регламентируются государством и не претендуют на выдачу документов государственного образца. Однако в вузах программы дополнительного профессионального образования подчиняются лицензии и зачастую излишне регламентируются по принципам высшего образования. Гарантия качества позволяет выйти на рынок крупных корпоративных тендеров и комплексных заказов, что недоступно тренинговым компаниям.
В чем отличие бизнес-школы УрФУ от всех остальных? Какова специфика МВА Центра?
- Бизнес-школа УрФУ работает на рынке бизнес-образования уже 28 лет. За это время было реализовано более 15 международных проектов. В состав бизнес-школы УрФУ входят несколько структурных подразделений по принципу проектного офиса. Я руковожу МВА Центром, который ранее представлял собой всю бизнес-школу УрФУ, а теперь занимается исключительно элитными программами. Специализация – в области стратегии, управления проектами и процессами, организационного проектирования и оптимизации.
В числе наших программ:
- Президентская программа управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Ведется с момента основания данной программы в 1997 году. За это время подготовлено более 2000 руководителей.
- Программы мини-МВА – это программы профессиональной переподготовки для руководителей и специалистов.
- Программа МВА, совместная с партнерами из Франции – Институтом администрирования предприятий Университета Пьера Мендеса Франса (IAE UPMF). Уже в пятый раз программа МВА с двумя дипломами – российским и европейским – входит в мировой ТОП-200 лучших программ, а Бизнес-школа УрФУ – в мировой ТОП-1000.
- Программы повышения квалификации для малого и среднего бизнеса.
- Для корпоративного обучения предлагается программам ПУСК (Проекты, Управление, Стратегии, Компетенции). Это образовательный консалтинг в двух форматах: корпоративном и сборном для нескольких управленческих команд. Занятия проводятся в виде трехдневных сессий с отачиванием инструментария по разработке и реализации стратегии на основе проектов и процессов. В перерывах между сессиями команды должны организовать проектную работу и внедрить изменения в компании.
Кроме того, МВА Центр реализует совместную с Jaro Education (Мумбай, Индия) международную программу International MBA. Международные связи также нашли свое отражение в устойчивом сотрудничестве с «Японским центром» в Нижнем Новгороде. В МВА Центре действует «Центр делового сотрудничества с Японией». Периодически проводятся семинары японских специалистов, отбор на стажировки в Японии.
Отбор на зарубежные стажировки также проводится для выпускников Президентской программы. Иногда стажировки предлагаются для открытого рынка в странах-донорах: Германии, Италии, Великобритании, Финляндии и других. Кроме того, МВА Центр активно участвует в организации стажировок зарубежных менеджеров в России. Так, например, у нас уже побывали американцы, сейчас ожидаем делегацию из Белоруссии.
Для подготовки к стажировкам необходим иностранный язык. Поэтому МВА Центр предлагает обучение английскому языку по программам: «Английский для менеджеров», «Деловой английский».
Такое разнообразие программ обеспечивает непрерывность образования, преемственность, долгосрочное сотрудничество с выпускниками и компаниями.
Чему и как учить современных руководителей? Какова специфика обучения в МВА Центре?
- Зачастую мы сталкиваемся с тем, что руководители ждут от обучения «правильных» ответов, четких алгоритмов принятия решений, помощи в выполнении заданий и написании диплома. Полагают, что тренинги и пассивное слушание сотворят чудеса и выведут на новый уровень профессионального мастерства.
Такой подход к обучению безнадежно устарел, поскольку никак не развивает слушателя, снимает с него ответственность, превращает выполнение задания в формальность. В наших программах мы пытаемся сломать стереотипы. Если уж руководитель пришел учиться, это означает, что он признает отсутствие соответствующих навыков и готов работать для их приобретения.
Мы используем совсем другие принципы обучения:
- Перенос ответственности на слушателя, минимизация роли руководителя диплома;
- Геймификация – участие в различных деловых играх, сценарность, коммуникации;
- Ограниченность ресурсов – временных, административных;
- Сложность и вызов;
- Реальность заданий, практичность, многозначность и многозадачность;
- Решение проблем, дискуссионность;
- Непрерывное консультирование по запросу;
- Работа в совместных проектных командах.
Мы отказались от описательных дипломов. В Президентской программе и программах мини-МВА теоретическая часть заменилась методической, в которой слушатель должен обосновать логику решения проблемы. Жесткое ограничение – не больше 3 страниц. А после этого, собственно, решение с помощью управленческого инструментария. Роль руководителя диплома не советующая, а совещательная. При этом ответственность за результат на слушателе, а не руководителе, как это обычно принято.
Что касается программы МВА, то дипломный проект вообще лишен какой бы то ни было теории, жанр – косалтинговый отчет в форме презентации заказчику. Такой проект невозможно написать, его нужно сделать. Или не сделать. Такое тоже возможно. Нет цели решить задачу за слушателя, это его персональная задача. Это вызов его квалификации.
Самым современным подходом к обучению на сегодняшний день считается компетентностный подход. Разрабатывается некий стандарт, модель компетенций, под которую планируется курс обучения. В данном курсе компетенции должны быть протестированы на входе и проверены на выходе. Что дает компетентностный подход? Всего лишь проверку того, что слушателя научили определенным знаниям, умениям и навыкам. Это ничем не отличается от предыдущих моделей обучения по отклонениям от стандарта. Но что делать с развитием? Как учесть динамически меняющийся стандарт? Мы считаем, что нужно учить решению проблем.
Да, конечно, у нас есть «Центр развития управленческих компетенций» (ЦРК), и мы используем самую современную методику оценки компетенций – CAPTain , созданную австрийцами и немцами в виде онлайн - тестирования. Но все равно считаем компетентностный подход всего лишь одним из вариантов формирования программы обучения «по отклонениям». Для перспективного обучения модель компетенций должна быть динамической. Среда постоянно предъявляет новые требования, и обучение под заданные компетенции может оказаться в принципе не актуальным из-за устаревания самой модели компетенций к моменту окончания обучения.
Учить решению проблем – вот выход. Решать с помощью проектов. А для этого не просто планировать проекты, а их реализовывать. Не просто слушать лекции и решать задачи, а самим готовить и структурировать материал, объяснять его другим.
И при таком подходе появляются совершенно удивительные вещи. От приоритета менеджера проекта, плана, неизменных целей мы переходим к краудсорсингу, маркетингу идей, приоритету ресурсов над задачами и многим другим неожиданным наблюдениям и опыту, которые кардинально меняют процесс обучения.
Программа МВА Бизнес-школы УрФУ отличается не только подходом к выполнению дипломного проекта, но и тем, что логика программы, ее структура призваны создать определенную систему, бизнес-модель у слушателя. Дать ему не просто актуальную информацию, а принципы, систематизацию, знание основ и взаимосвязей, универсальность подходов, умение рассуждать.
Для этого в программе предусмотрены бизнес-визиты, мастер-классы, стратегическая, проектная, организационная сессии, 4 деловые игры, питч-элеватор и краш-тесты проектов, реализация проектов, межмодульный проект, коучинг и многое другое, увязанное в стройную систему.
Взаимные стажировки преподавателей и согласование программ позволили добиться уникальных условий у наших зарубежных партнеров. Они засчитывают наши 500 часов из своей 600-часовой программы. Это позволяет после 100 часов гостевых семинаров в Екатеринбурге и двухнедельной зарубежной стажировки получить европейский диплом МВА вместе со слушателями Франции, Бразилии, Индонезии, Китая.
Что нового вы предлагаете в наступающем сезоне?
В наступающем сезоне вдобавок к программе МВА мы открываем специализации МВА для функциональных руководителей:
- «МВА.Мастер маркетинга и продаж»;
- «МВА.Мастер управления проектами»;
- «МВА.Мастер управления персоналом».
Невозможно развивать первого руководителя и собственника и не готовить его управленческую команду. С этой же целью продолжим программу «ПУСК», которая очень хорошо себя зарекомендовала в части подготовки команд и перезапуска бизнеса в свете изменившихся условий.
Ну, и, конечно, мы продолжим развивать бизнес-сообщество с помощью нашего проектного офиса, который нацелен на реализацию проектов и социального предпринимательства.Это и VIP-клуб, и бизнес-форум, и бизнес-клуб O`Keys, и правительственные чтения – диалог власти бизнеса, власти и бизнес-образования.
В этом году слушателями «Президентской программы» были реализованы 6 проектов:
- «Бизнес-ТеАрт», посвящены Году литературы;
- «Президентская ОлимпиаДА 2.0»;
- Топ-клуб «ИмпортоЗА!мещение»;
- «Зарница в Детском Доме»;
- II Международная конференция-телемост «Индивидуальное жилищное строительство»;
- V Международная ассамблея управленческих кадров.
Слушатели программы МВА реализовали 2 проекта:
- «Безумное чаепитие с Алисой в стране чудес: развитие творческого мышления»;
- «Лунный город: модель рынка акций по мотивам книги «Незнайка на Луне»».
Мы учим проектировать деловые игры и ассессмент, развиваем из слушателей – коучей, наставников своего персонала, готовим бизнес-тренеров и вовлекаем их в свои программы. Сейчас у нас преподают 18 преподавателей из числа выпускников. Также мы планируем открыть программу дистанционного обучения совместно с компанией UNIWEB «Проектное управление в компании». Она уже записана и сделана, сейчас ожидает нового учебного года.
Новые планы, новые идеи, новые партнеры.
Старые добрые друзья и коллеги, устойчивые связи.