Лев Ковпак откроет 80 аптек
Как рассказал «ДК» Лев Ковпак, вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский», проект запускает команда специалистов фармрынка. Сейчас аптеки лицензируют. Первую откроют в Березовском через
Как рассказал «ДК» Лев Ковпак, вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский», проект запускает команда специалистов фармрынка. Сейчас аптеки лицензируют. Первую откроют в Березовском через две недели. По замыслу г-на Ковпака еще одиннадцать точек появится в Екатеринбурге до конца года. В 2010 г. ритейлеры начнут осваивать Верхнюю Пышму, Каменск-Уральский, Камышлов, Нижний Тагил, Первоуральск, Ревду и, возможно, Заречный. По планам за 2010-2012 гг. сеть вырастет до 80 аптек, после чего бизнес могут продать профильному инвестору, если такой найдется. Будущей сети дали название «Столетов» (при этом в одиннадцати регионах России работает аптечная сеть «Доктор Столетов»).
В сеть войдут аптеки и аптечные пункты с площадью торгового зала 40 кв. м, с закрытой и смешанной выкладкой товара. Некоторые точки появятся в супермаркетах «Кировский», другие — в отдельных помещениях торговой сети, остальные площади инвесторы собираются купить.
Свое решение диверсифицировать бизнес владельцы супермаркетов «Кировский» объясняют изменением рыночной конъюнктуры. По данным аналитиков, за восемь месяцев 2009 г. объем продаж в российской рознице сократился на 10%, а в фармритейле вырос на 30% — за счет увеличения цен на лекарства при сокращении физических объемов. «В такой ситуации логично вложить часть денег в торговлю лекарствами — по прогнозам, растущий тренд сохранится и в 2010-2011 гг.», — уточнил Лев Ковпак.
По информации Росздравнадзора, в 2009 г. в Екатеринбурге открылось более 60 аптек. Оживление на рынке фармацевтической розницы эксперты объясняют экспансией челябинской «Классики», увеличившей число точек в Екатеринбурге с 5 до 13, и общей тенденцией к росту небольших сетей (до десяти аптек). Их собственники пользуются ослаблением федеральной экспансии и благоприятной ситуацией на рынке недвижимости. Г-н Ковпак: «На аптечном рынке Екатеринбурга мощных операторов нет. Конкуренция между сетями сводится к демпингу по части ассортимента. Благодаря нашим технологиям и инвестициям мы можем немножко взбодрить игроков и попытаться консолидировать рынок».
Действительно, на долю первой десятки игроков аптечного рынка Свердловской области приходится всего 32% аптек (для сравнения: в Челябинской области — более 50%). При этом владельцы сетей считают, что место на региональном рынке еще осталось, а формат дискаунтера соответствует кризисным ожиданиям покупателей. По словам Льва Ковпака, держать низкие цены сеть «Столетов» будет благодаря скидкам дистрибьюторов за предоплату поставок.
Сами поставщики считают, что серьезных преимуществ новый игрок не получит. Александр Шапошников, генеральный директор ГУП СО «Фармация»: «На мой взгляд, открыть 80 аптек за три года необычайно сложно. Хотя бы потому, что в городах области дефицит специалистов — нет свободных фармацевтов и провизоров. Чтобы население областного города привыкло к новой аптеке, понадобится от шести месяцев до года. За этот срок формируется постоянная группа покупателей. Их можно было бы привлечь низкими ценами, но основные скидки дистрибьюторы дают за большие объемы закупок, которых у первых аптек «Столетова» не будет. А за счет предоплаты новая сеть может снизить цены максимум на 10%».
Открыть аптеку сегодня можно за 2 млн руб. (ремонт помещения, оборудование, оборотные средства), которые окупятся через полтора-два года. На взгляд аптекарей, сложность еще и в том, что унифицировать ассортимент сети затруднительно — в каждом городе будут свои особенности, из-за чего возможен рост товарных остатков. Юрий Гарбузов, директор аптечной сети «Йодлик», работающей на низких наценках, считает, что проект «Кировского» будет успешным, если помимо низких цен руководство сети выстроит товаропроводящую технологию, которая обеспечит большие объемы продаж, необходимые аптечному дискаунтеру.