Лизинг нуждается в новом законодательстве
Представители ведущих лизинговых компаний единодушны: необходимость совершенствования законодательства, регулирующего взаимотношения участников лизингового рынка, назрела уже давно.
Особо остро проблемы высветил кризис, пережить который смогли не все игроки. Однако теперь у справившихся с трудностями компаний появилась еще одна угроза — законодатели выступили с инициативой отменить ускоренную амортизацию лизингового имущества. Пока возможность отмены ускоренной амортизации еще лишь обсуждается, лизинговые компании наполняют портфели заказами, финансируя покупку автотранспорта, оборудования, техники и недвижимости. Говорить о том, что спрос снова опережает предложение, решаются немногие, однако в том, что надежды на лучшее уже не кажутся столь туманными и рынок опять настроен на рост, — никто не сомневается. Актуальные вопросы лизинга обсуждались на Дискуссионном клубе «Делового квартала».
Новая экономическая ситуация научила игроков жестко взаимодействовать с должниками — в кризис лизинговые компании начали массово изымать технику и оборудование, заявляя свои права на активы. «По-другому было просто не выжить, — рассказывает Алексей Лесников, директор «АС Финанс». — Многим пришлось нелегко, но на сегодня этот этап по большому счету уже позади. Например, нашей компании удалось реализовать практически всю изъятую технику и, таким образом, без потерь выйти из кризиса. Хуже, чем в 2009 г., когда наш портфель сократился в пять раз, уже вряд ли будет. Однако и в тех условиях то, что хотели, мы заработали». По словам Максима Шестерикова, заместителя директора филиала Europlan, из изъятого в кризис имущества нереализованной осталась лишь одна единица техники. Другие участники Дискуссионного клуба также отметили, что на текущий момент ими практически полностью решена проблема дебиторской задолженности, парк изъятого имущества распродан. Пройдя суды, арбитражи, работая с судебными приставами, каждая компания получила свой опыт взаимодействия с должниками, методом проб и ошибок нашла способы идентификации и изъятия активов. «Кризис выявил серьезные проблемы в системе исполнительного производства, в судебной практике, — поделился г-н Лесников. — При жестком противодействии лизингополучателя завести уголовное дело по хищению предмета лизинга практически невозможно». Его точку зрения поддержал Сергей Алябьев, директор лизинговой компании «Кольцо Урала». По его данным, нередки случаи, когда собственники, к примеру, строительных компаний, задолжавшие миллионы рублей за приобретенную в лизинг технику, тем не менее выезжают на отдых за границу, покупают дорогие автомобили. «Пока судебная машина работает неэффективно, пока есть пробелы в законодательстве, должники будут с легкостью уходить от ответственности», — прокомментировал Алексей Лесников.
Подробнее о Дискуссионном клубе читайте ЗДЕСЬ >>>
Подробнее о Дискуссионном клубе читайте ЗДЕСЬ >>>