Лоббизм в России. Криминал и мифотворчество.
Как Вы помните, американцы и прочие европейцы загнали своих лобби- стов в рамки законности еще в начале ХХ века. Российский же лоббизм жив до сих пор в первозданном виде и прекрасен своей
Как Вы помните, американцы и прочие европейцы загнали своих лобби-
стов в рамки законности еще в начале ХХ века. Российский же лоббизм
жив до сих пор в первозданном виде и прекрасен своей свободой. Он как чайный куст, воспетый китайскими поэтами. Знаете, каков из себя хороший чайный куст? Он растет на горе, корни его в долине, листья склоняются к проточной воде, а гибкие прутья треплет ветер. Так же и российский лоббист – по большей части свою карьеру он начинал как чиновник или журналист, потом немного занялся бизнесом, сейчас скорее политик, но в то же время неприметный. Настоящего лоббиста никто не видит, кроме тех, кто в этом заинтересован впрямую. Известны случаи, когда лоббировавшие интересы тех или иных компаний были жестоко наказаны (рублем или положением) за то, что мелькнули на телеэкране или позволили о себе написать. Ибо российский лоббист есть мастер контроля над ситуацией, и неожиданностей допускать не должен. Это черта сильно отличает его от европейцев, где лоббизм давно уже стал приемом не только большого, но и малого бизнеса, и умение лоббировать есть умение хорошо построить комбинацию. Но обо всем по порядку.
Немного истории
Когда кто-либо произносит в компании политтехнологов, что лоббизм есть новость для России, ему тонко улыбаются. Нигде в мире умение воздействовать на мнение нужных людей не ценится так дорого, а чиновник не стоит так дешево, как у нас. В России лоббируют так, что мало не кажется, однако разглядеть собственно процесс лоббирования бывает довольно сложно из-за притянутой к нему коррупции, политики, родственничества и своячества. Лоббизм в России есть и был всегда, правда, его сложно назвать чистой наукой. Во времена государевы в роли лоббистов выступали родственники коронованных особ или их близкие друзья. Не без участия российских лоббистов (в частности, министра иностранных дел и одного из великих князей) Аляска была продана Америке за смешные деньги. Думаю, что не без их участия ни один полученный золотой до России не доехал. (Эту историю великолепно изложили в одном из выпусков газеты “Совершенно секретно”). Одним из лучших лоббистов был, конечно, Григорий Распутин. Причем, как всякий хороший специалист в этом деле, дополнительных заработков Распутин не имел – все, что получал, получал непосредственно за отстаивание чьих-то интересов. Пожалуй, это главное, что отличает лоббиста-профи от случайно затесавшейся фигуры – он занимается лоббированием и только. Он не может быть ни бизнесменом, ни политиком. Именно поэтому вслед за тяжеловесами советских времен – директорами заводов, руководителями обкомов и райкомов, в лоббирование пришли журналисты и чиновники, и сейчас они теснят тяжеловесов по всем фронтам. Одним из лучших лоббистов считался Виктор Степанович Черномырдин, однако сейчас даже “Газпром” ускользает от влияния ЧВС, а недавний провал его предполагавшегося назначения на роль главы комитета по энергетике, транспорту и связи (на “нагретое” для Черномырдина место был назначен Катренко) приписывают немалому ущербу, который нанес имиджу лоббиста-Черномырдина лоббист-Березовский. Интересно, что союз Березовского с другим лоббистом-тяжеловесом – директором ВАЗа Каданниковым – до сих пор приносит свои плоды. Решение о предоставлении ВАЗу льготных условий налогообложения и введении высоких пошлин на импортные автомобили было принято в течение шести часов во время посещения правительственной делегацией гиганта в Тольятти. С тех пор прошло десять лет, прогремели десятки уголовных дел, чеченцев на ВАЗ загоняли и прогоняли, рухнул возглавляемый Березовским “Автомобильный альянс” — а ситуация на автомобильном рынке не изменилась. Как не платили налогов, так и не платят. Как не понижали пошлины на иномарки, так и не понизят. Что значит хорошая работа?
Интересно, что практически всё автомобильное лобби в России так или иначе связано с ВАЗом. Да и сами город Тольятти с Волжским автозаводом были построены в свое время не без участия лобби – самого мощного, пожалуй, в России семидесятых годов. Контракт на постройку завода находился под угрозой срыва из-за разногласий по условиям возврата кредита Италии (надо было ликвидировать едва ли не полпроцента годовых). В процессе последнего раунда переговоров советской тогда еще Службе Внешней Разведки удалось получить секретные документы итальянцев, которые и были обменяны на кредитные льготы. Шантаж? Нет, лоббирование.
Чтобы завершить разговор об авто, стоит добавить, что российским широким кругам практически неизвестны проекты успешного лоббирования интересов западных компаний. Разве что продавцам японских автомобилей в Москве удалось провести местный законопроект, запрещающий передвигаться по первопрестольной на машинах с правым рулем. Таким образом, с московского рынка в одночасье были вытеснены все “серые” дилеры и рыночные продавцы, сбывавшие подержанные “Хонды” и “Тойоты”.Так что теперь, если вы в Москве хотите ездить на “японке”, Вам придется купить ее новую, в автосалоне официального дилера. И заплатить как за “Мерседес”. Говорили, что проект одобрил лично Юрий Лужков. Коррупция? Упаси Бог, лоббирование!
Хочу сказать пару слов в защиту наших власть имущих, имена которых я употребляю всуе. В сознании большинства из нас лоббирование так или иначе связывается с коррупцией. Мы справедливо полагаем, что “не подмажешь – не поедешь”. Очень часто это и вправду так. Однако если бы стало известно, сколько проектов было утверждено безо всяких денег, только за счет игры на стереотипах и амбициях наших руководителей, многим стало бы стыдно. Примером тому может служить случай из жизни спутниковых телеканалов в России. К 1996 году в России было минимум три спутниковых системы вещания. Не считая многочисленных каналов кабельного телевидения. Все они транслировали приблизительно одинаковые вещи: спорт, триллеры и эротику. На этом делались основные деньги; прочее, вроде детских фильмов и музыкальных программ, шло довеском. Одной из компаний, конкурировавших на рынке альтернативного телевидения была группа “Медиа-Мост”, владелец канала “НТВ-плюс”, не самого дешевого и привлекательного для клиента. Ситуация резко изменилась после принятия закона об обороте сексуальной продукции в России. После того, как этот законопроект прошел через Думу, осуществлять показ эротических фильмов могли только каналы, должным образом закодированные. То есть единственный канал – “НТВ-плюс”, у остальных системы кодировки не было. Потом конкуренты Гусинского опомнились, а сейчас даже пытаются создать альтернативные спутниковые каналы, однако время безнадежно упущено.
Продвижение закона в Думе курировал Сергей Зверев, выходец из возглавляемого Григорием Явлинским “ЭПИ-центра”, бывший зам. главы администрации Президента1 . В этом ему активно помогал Станислав Говорухин. Говорят, в лоббирование проекта не было вложено ни цента. Грамотная игра на природном отношении российских парламентариев к эротике и природной же склонности к демагогии позволила законопроекту стать законом, Говорухину – подтвердить свою репутацию борца за нравственность, а Гусинскому – получить дополнительные дивиденды. Так что диапазон методов лоббирования невероятно широк. Можно сказать, он безграничен.
Методы лоббирования
Если определять их одним словом – то любые. Основная цель лоббирования – оказать влияние на мнение того, кто может принять решение и склонить это мнение в свою пользу. Средства, которые могут быть при этом использованы, регламентируются лишь уголовным кодексом и личной этикой лоббиста. Это может быть личное убеждение лоббистом ресурсодержателя, применение PR-технологий, обучение, формирование слухов, реклама, иные действия. Однако, вне зависимости от выбранной тактики, все методы лоббирования имеют схожие черты:
- они практически незаметны и не вызывают противодействия;
- их внешние проявления приемлемы с точки зрения общественных стереотипов (Березовскому, говорят, сильно вредит привычка к прямолинейной торговле. Никому не хочется чувствовать себя продающимся.);
- все действия в рамках метода выстраиваются в цепочку, и в этой цепочке нет разрывов;
- каждый шаг оказывает однозначное и необратимое действие.
Выбор конкретики зависит от того, на кого вы собираетесь оказывать влияние. Как известно, процесс лоббирования невозможен без участия трех заинтересованных сторон:
- человека, чьи интересы лоббируют;
- ресурсодержателя, на которого необходимо оказать влияние;
- лоббиста.
Если представить процесс лоббирования схематично, он выглядит следующим образом:
- определение цели;
- определение ресурсодержателя;
- изучение ресурсодержателя;
- подбор методов лоббирования;
- собственно процесс;
- итоги, оплата услуг лоббиста.
Изучение ресурсодержателя и выбор методов, к которым он окажется чувствительным – едва ли не самая важная часть всего процесса. Именно от того, насколько правильно будут подобраны методы, зависит эффективность лоббирования, скорость принятия решения, короче – успех. В этой связи о ресурсодержателе необходимо выяснить:
- каналы, по которым он получает значимую для себя информацию;
- характеристики самой информации, на основе которой он принимает решение;
- характеристики желаемой для принятия решений информации;
- какую информацию он использует сейчас;
- каким источникам он более всего доверяет;
- что мотивирует его на принятие решения;
- как протекает принятие решения;
а) сроки,
б) критерии принятия,
в) кто инициирует решение,
г) кто финалирует решение (ставит точки над i).
Наконец, для грамотного воздействия обязательно знать ценностный ряд ресурсодержателя: какими принципами он руководствуется в жизни, что он ценит, что было бы для него неприемлемо, чего он боится. Все это – ваше оружие.
В процессе лоббирования никогда не забывайте об одной важной вещи. Настолько важной, что я посвящу ей целый абзац и постоянные рефрены в этой статье. Итак, вы хотите заставить ресурсодержателя принять решение в вашу пользу. Это решение он принимает, основываясь на поступающей к нему информации. Поступление информации (да и само ее возникновение) должно инициироваться вами. Но не это главное. Главное – информация, которую ресурсодержатель получает из разных источников, должна быть не противоречивой. Решение становится легким и само собой разумеющимся только тогда, когда в сознании человека сложился целостный образ мира, своего места и действий в нем. Если внутри этого целостного образа имеется хотя бы одно противоречие – образ распался. Решение в вашу пользу не принято. Например, для воздействия на вашего ресурсодержателя вы используете слухи ( информация передает опосредованно), прессу, рейтинги, мнение общих знакомых. Так вот, информация в самом добросовестном рейтинге должна попадать в канву опосредованной информации, почерпнутой у бабушки на рынке. Эти два источника должны информировать об одном и том же. Это филигранная, но очень благодарная работа.
Последние на сегодня правила. Информируя ресурсодержателя и формируя его мнение, учитывайте, что:
- он должен получить информацию через максимальное количество каналов;
- часть этих каналов вы можете создать самостоятельно;
- подавайте информацию и группируйте ее так, чтобы нужное решение ресурсодержатель воспринимал, как свое собственное
- побуждайте ресурсодержателя разрабатывать решение и контролировать исполнение
И помните, что вы должны выиграть.
Наши выгоды
Честно говоря, начиная заниматься
технологиями лоббирования, я была уверена, что это есть знание для избранных,
применимое в пределах Садового кольца, ну в крайнем случае – в областных
администрациях. Однако по мере движения вперед мне становилось все яснее, что
средства, о которых идет речь, применимы практически повсеместно и было бы
глупым не использовать их вне политики и большого бизнеса.
Итак, вы не
Березовский. Вы даже не Дерипаска. Тем более не Распутин. Вы не владеете
нефтяными компаниями и алюминиевыми заводами, а из всех законов интересуетесь
только правилами дорожного движения и налоговым кодексом. У вас нет прямого
выхода на городскую администрацию. И есть проблема. Например, конкуренция. Вы
владеете небольшим магазином, рядом с которым построила свой конкурирующая
фирма. Ваши прибыли начали падать. Есть опасение, что скоро они упадут до нуля.
Дабы избежать этого, вы приглашаете специалиста по технологиям лоббирования.
Цель – закрыть конкурента.
Итак, вы заказчик. Конкурент – ресурсодержатель.
Именно в его власти и ни в чьей иной находится решение – закрыть магазин на
вашей улице или оставить. Вам предстоит изменить его мнение. Вы догадываетесь,
что единственное, что может на него повлиять – изменение реального положения
магазина. Падение прибыли. Нечто, из-за чего держать бизнес дальше на этом месте
будет невыгодно. Из-за чего может упасть прибыль? Из-за сокращения потока
покупателей. Не важно, будет ли покупатель ходить к вам. Главное, что он не
будет ходить к нему. Итак, объект первой атаки выбран. Поработаем со
стереотипами покупателей.
Через недельку, открывая газету, ваш конкурент
видит статью о своей булочной. Статья исключительно хвалебная, однако то тут, то
там в ней мелькнет сожаление о том, что место вокруг “чистого, первоклассного
магазина” облюбовали бомжи и в самом магазине тоже бомжами пахнет. Если магазин
одежды – приятного мало, а если булочная?! Хозяин приходит в магазин – и правда,
вокруг сидят бомжи. Их разгоняют нарядом милиции, все успокаивается.
Через
пару деньков один из покупателей магазина, развернув покупку (зайдя в
примерочную, это не важно) видит там … жабу, крысу, таракана. С ним случается
приступ тошноты на глазах у присутствующих. Гневная статья о том, что с
грызунами, поселившимися “в лучших магазинах города”, надо бороться, появляется
на следующий день.
Еще через недельку вокруг магазина возникают люди с
дозиметрами. У них есть информация, что магазин построили на месте радиоактивной
свалки, а в подвале находится разлившаяся ртуть. Они объясняют эту ситуацию
всем, кто подходит к магазину и просят зайти в другой раз. Они все проверят, а
пока рисковать не стоит.
Дальнейшее развитие возможно по двум схемам. Первая
– вы инициируете поход жителей города к мэру с требованием закрыть источник
заразы на их улице. Вторая – если мэр не слишком любит влезать в дела
подопечных, вы продолжаете свои тихие диверсии до полного прекращения потока
клиентов в магазин конкурента. После закрытия магазина можно купить его себе и
возродить заново – посвятив целую PR-акцию тому, сколько усилий вам пришлось
приложить, но зато теперь… единственная опасность, которая вам грозит в случае
применения этого подхода – неточно рассчитанные действия. Например, если ваши
магазины находятся в соседних домах, деталь с дозиметрами лучше не использовать.
“Эхо взрыва” коснется и вашего магазина тоже. Кроме того, если вы инициируете
поход жителей куда-либо во властные структуры, им лучше не платить. Хлопот не
оберетесь, да и освещение этого факта в прессе может свести на нет весь ваш
рассчитанный проект. Каким образом их заставить туда идти? Пусть идут не все, а
только инициативная группа (такую можно набрать не только среди бабушек, но и
среди вполне благополучных людей. Если они богаты и лично знакомы с мэром —
идеально). С ними можно просто поговорить, можно – если есть деньги и вы не
хотите светиться, заказать консультантам обучение. Например, бесплатно обучить
желающих жителей района защите своих интересов в областной администрации. Заодно
во время занятий им и объяснят, какие интересы стоит защитить в первую очередь.
(Этот метод в свое время был опробован во время организации забастовок. Тоже,
кстати, в рамках лоббистского проекта). В общем, действуйте, но осторожно.
К сожалению, рассказать обо всех методах воздействия на мнение потребителей в статье (да и в цикле статей) вряд ли получится. Слишком широк охват. Однако если вы поняли, что лоббирование может работать в этой стране на вас, а не против – отлично. Познакомьтесь поближе с этим методом, и вам понравится.