Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Лучше уйти из бизнеса, чем ждать, пока тебя превратят в ноль

Двадцать лет назад мы сделали революцию и поставили Россию с головы на ноги. Это было самое великое, что произошло с тех пор. За это время Ельцина, который приближал олигархов, сменил Путин, кото


Двадцать лет назад мы сделали революцию и поставили Россию с головы на ноги. Это было самое великое, что произошло с тех пор. За это время Ельцина, который приближал олигархов, сменил Путин, который стал их унижать с помощью силовых структур.
Я знал великих людей, которые в 90‑е годы занимались бизнесом, и их знала вся страна, но они либо уехали за границу, либо в деревню, как Стерлигов. В России трудно вести бизнес – он нецивилизованный. Двадцать лет назад разгульничали бандиты, а сейчас – силовые структуры. Любого запросто можно лишить бизнеса – это делается очень просто. Твое предприятие стоит на городской земле, а ты стал городу неугоден – росчерком пера тебя превратят в ноль. Лишат аренды и все. Мой друг арендовал помещение в офисном здании и наладил дорогое производство, вложив в него несколько миллионов рублей. Договор аренды с городом подписал на 15 лет, но пришло время, договор разорвали и выгнали предпринимателя в два счета. Уже лет десять он расплачивается с долгами, и никто не виноват. У Путина есть право покалечить жизнь олигарху Ходорковскому*, у любого городского мэра есть право покалечить жизнь бизнесмену Петрову.
Это результат сращивания законодательной власти и бизнеса, которое началось еще в XIX веке. Началось так давно, что это уже на генном уровне у чиновников заложено. В советские времена было так: «Как же так вышло, что я – партийный, а какой-то продавец больше меня получает?» А сейчас то же самое: «Как это так: я – мэр города, у кормушки, у власти, а какой-то Петров ничего не делает, сидит на одном месте, а зарабатывает больше меня?» Отсюда и взятки становятся все больше и больше. А потом мы спрашиваем, почему лес в Перми, цемент в Челябинске, кирпич в Тюмени дешевле, чем в Свердловской области, и почему у нас самые высокие цены на офисные помещения в центре.
Раньше у меня были автостоянки, мойки – доходный бизнес: раз заасфальтировал, поставил охрану – получаешь деньги. Чиновники же видят, и им завидно. Сначала налогами обложили, потом арендой земли, потом аренда выросла. Что еще придумать? Взяли и задним числом пересчитали 2003–2006 годы. И сделать ничего нельзя. Чиновники ведут себя так, будто возглавляют не департаменты и не города, а бизнес. И если нет личного интереса, ни в департаменте своем, ни в городе ничего делать не будут. И взятки уже привыкли брать не миллионами и не под столом, а индонезийскими островами и озерами. Ловят-то на взятках только мелкую сошку, которая знает, что взятки брать можно, но брать их не умеет.
Власть так распустила свои щупальца, что ты со всех сторон все равно окажешься не прав, даже если прав. Хочешь строиться – заплати. Не будешь платить – не будет стройки. Докажешь, что вымогали – тем более не будешь строиться. Существуют 42 инстанции, которые нужно пройти, прежде чем начать строительство, и каждая инстанция не разрешительная, а согласовательная. Сотрудники инстанций тебе никогда не помогут: им это неинтересно, они на окладе сидят. Сдал документы, приходишь через месяц, и даже если все в порядке, все равно придерутся: «Отчество-то нужно не спереди написать, а сзади. Не могу же я с этим пойти». И они тебя убедят, что правы, и процесс этот может длиться годами.
Парадокс в том, что одни и те же структуры сегодня разрешают, а потом приходят и запрещают. Вот этого я не могу понять. Это либо вымогательство, либо наказание за то, например, что не вступил в «Единую Россию». Глупо думать, что пожарные ходят по всем компаниям города, проверяя, есть ли щиты и прочее, – тогда никаких бы пожарных не хватило. В том и дело, что они ходят адресно. И про каждую проверяющую структуру понятно, что взятки берет. Можно не знать, как дать, но то, что там берут, – однозначно. Мы с гаишниками на постах боремся, а между тем теневое хождение денег идет в бешеных количествах. Поэтому все предпочитают играть «в оркестре» с городом. Если начать фальшивить, живо из оркестра выгонят – проверки начнутся, водопровод отключат. Есть примеры крупных строителей, которые строят целые кварталы и потом не могут их сдать. Судятся, но уже терпят убытки.
Если собрать сейчас трех человек – олигарха и представителей малого и среднего бизнеса, то все начнут играть на разных дудочках. Вроде все настроены, но по-разному. Музыки не получается. На разных уровнях – разные проблемы. Малый бизнес – самый независимый, но и самый незащищенный. В случае чего за него некому заступиться. Средний бизнес и олигархи – им, как говорится, ссы в глаза – все божья роса. И когда была объявлена амнистия, они первыми побежали и заплатили по сто миллионов рублей, а миллиарды оставили себе. Пока они живут по понятиям системы, налоговая к ним не ходит. Как только начинают нарушать правила, попадают под репрессии силовых структур, и к ним идут проверяющие структуры, которые давно превратились в карающий орган.
Ситуация тупиковая. То, что мы имеем, меня не устраивает. Но в то же время я понимаю, что выборности власти быть не должно. Выбрали бы Хабибуллина, опять бы в городе началась охота на ведьм, уголовные дела, гонения на администрацию, скандалы и прочее. Пока новый человек освоится у власти, разберется, обрастет единомышленниками – время будут упущено. С другой стороны, в России всегда ставили чиновника на четыре года, потому что потом он начинает воровать.
Если взять башню власти и подкопать ей снизу хотя бы одну ножку, она рухнет. Но как это сделать? Сегодня малый и средний бизнес выбирают из трех путей. Первый: скажите сколько – я приду и дам. Второй – не дам ни копейки и буду биться. Третий – человек просто уходит из бизнеса. Первый вариант – тупиковый. Я никогда никому не давал взяток – предпочитал повлиять на человека, убедить, поговорить, посрамить, в конце концов. Просто потому, что если бы дал взятку – потерял свое «я», да и этот человек перестал бы мне быть интересен. И на это многие клевали. Чиновники ведь тоже боятся изоляции – они не в космосе живут и общаются не только с теми, кто с ними на одном этаже в администрации сидит. У них есть родственники, одноклассники, однокурсники, друзья. Огласки взятковзятели боятся даже больше, чем тюрьмы.
Тому, кто собирается биться в кровь, не завидую. Ну, разобьется – памятник поставят, а завтра не вспомнят, как звали. Хотя Горяев же бьется, судится, другое дело, что у него уже есть на это деньги. Я выбрал третий путь. У меня никто бизнес не отбирал – я расстался с ним добровольно по ряду причин, и мне не стыдно об этом говорить. В любом случае все три варианта – беззубые. Вот если объединить второй и третий, получится человеческая позиция.
Как будем воспитывать новое поколение, то и получим. Невозможно вырастить порядочного чиновника или толкового бизнесмена. Человека нужно вырастить в первую очередь. Мы же своих детишек так избаловали, что отбери у них папу-бизнесмена и они по миру пойдут, потому что делать ничего не умеют, хотя позаканчивали «гарвардов», и чего сами хотят – не знают. При этом выросли в полной уверенности, что у них кровь – голубая.
Вот когда у нас кровь у всех будет одинаково красная, тогда что-то изменится. Но это будет через пару поколений. А пока я в бизнес больше решил не лезть: в оркестре мне играть не хочется. Я так, в переходе сижу, на флейте играю и никому не мешаю.
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестнаВ доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.