Лукавите с подчиненными? Ждите банкротства. Как «небольшие» ошибки уничтожают компанию
Открытие фирмы — сложный процесс. Но многие бизнесмены делают его еще более проблематичным, пытаясь следовать неписаным правилам типа «работай больше и делай все сам». Как облегчить запуск стартапа?
Люди, бизнес которых только начался, часто находятся во власти предубеждений: нужно работать не покладая рук, иначе успеха не будет, нужно обращать внимание на позитивные изменения, проблемы уйдут со временем, нужно все делать самостоятельно, иначе появится брак. Все эти заявления — своеобразные ловушки, которые могут серьезно навредить бизнесу на этапе становления. Алекс Пейли, инвестор и предприниматель, рассказал в блоге на Medium.com, что сам много ошибался в начале карьеры. Он перечислил частые ментальные ловушки, в которые попадают стартаперы, и пояснил, как можно их избегать.
1. Вам кажется, что вы делаете все быстрее остальных членов команды
Вы видите, что кто-то в компании медленно справляется с задачей и говорите «Давай я сделаю это сам, получится быстрее». Это очень частая ошибка, особенно на раннем этапе развития компании. Если в фирму взяли новичка, чтобы передать ему часть обязанностей основателя, ему всегда нужно время, чтобы понять все особенности и войти в ритм.
Если вы постоянно будете забирать задачи у коллег, они не смогут начать работать быстро и самостоятельно, a вы не сможете заниматься решением более перспективных вопросов. Кроме того, такое поведение подрывает моральный дух сотрудников, особенно если они страдают от синдрома самозванца.
2. Вы оцениваете потраченное время, a не движение вперед
В мире бизнеса многие любят хвастать тем, насколько рано они приходят в офис и как поздно его покидают. Правда в том, что такие заявления совсем ничего не стоят.
Важен прогресс, a не человеко-часы. С опытом становится понятно: пусть команда лучше выспится или уйдет с работы пораньше, чем офис будет полон людей в совершенно нерабочем состоянии. Чтобы оценить вклад сотрудника в работу, нужны такие показатели:
— список задач человека;
— его способность уложиться в дедлайн;
— уважение в команде, степень надежности работника.
Для самого себя лучше создавать списки дел и именно по ним оценивать продуктивность. Только такая оценка помогает команде двигаться вперед.
3. Никаких перерывов
Многие начинающие бизнесмены буквально уничтожают себя физически: работают по 18 часов в день, не позволяют организму отдохнуть даже в выходные. Стартаперам кажется, что жить в таком темпе — их обязанность.
Я видел, как некоторые стартаперы пишут о своем «трудолюбии» в твиттере и инстаграме, чтобы все поняли, как много они работают. Что и говорить, ничто сейчас не дает такой мотивации, как лайки и ретвиты. Но на самом деле такой график работы совершенно непродуктивен.
Чем сильнее устает человек, тем хуже и медленнее он работает. Жизнь стартапа — это марафон, a не спринт. Да, есть люди с огромной трудоспособностью, но даже им нужно отдыхать и высыпаться.
Если дела никак не заканчиваются, проанализируйте следующее:
— Не отвлекаетесь ли вы, постоянно переключаясь с одной задачи на другую?
— Как вы распределяете свое время, может быть, пора пересмотреть рабочий график?
— Есть ли у вас достаточно времени для планирования и обдумывания стратегии?
Помните: нужно работать головой, a не 12 часов.
4. Вы хотите быть «крутым боссом»
Между руководителем-другом и боссом огромная разница. Если вы только открыли бизнес и сейчас сильно зависите от своей команды, лучше быть первым типом директора. Это значит, что в своей конструктивной критике и наставничестве вас предстоит быть совершенно честным, иначе проблем не избежать. Дружелюбие — это прекрасно, но притворная честность может сказаться на работе всей команды самым неблагоприятным образом. Такое поведение:
— формирует нездоровую атмосферу в компании, где сотрудник думает не о работе, a о том, как попасть в «круг любви» начальника;
— негативно сказывается на вашем психическом состоянии: вы не говорите вслух о проблемах и не знаете, как их решить;
— вредит продукту компании, так как внутри фирмы он не получает реальных отзывов.
Если нужно обсудить с подчиненными сложный вопрос, не стесняйтесь и говорите обо всем честно. Только прямолинейность поможет исправить ситуацию. Если вы выскажете свое мнение профессиональным языком, никто не скажет, что вы придираетесь.
5. Вы считаете, что для окружающих дела всегда должны идти «отлично»
В эту ловушку попадаются многие открывшие бизнес. Спросите у своего друга или коллеги, который только открыл свою компанию, как у него идут дела, в 99% случаев вы услышите, что «все замечательно».
Очень часто это неправда, которая может иметь серьезные последствия. Например, не поделившись проблемой, вы лишаете себя возможности услышать грамотный совет. Кроме того, такой ответ может просто показаться собеседнику хвастовством и даже разозлить человека.
Если же человек позже узнает, насколько сложно ваша компания продвигается на рынке, ваш авторитет непременно рухнет. Попробуйте ответить на вопрос о том, как идут дела, фразой «Знаете, все жуть как трудно». Это часто помогает наладить эмоциональную связь с человеком и получить так необходимую вам поддержку.
Теги: лайфхаки, стартап, свое дело, бизнес, управление персоналом