«Любой крупный бизнес вызывает пристальное внимание власти», - Александр Давыдов, NAUMEN
Александр Давыдов создал крупнейшую в России компанию, разрабатывающую ПО для бизнеса и органов власти. Сам он по образованию – физик. Считает себя не бизнесменом, а человеком, постигающим сущности.
Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN:
1. Руководитель – это, прежде всего, личность. У него должна быть своя точка зрения на все, что происходит в мире. В этом смысле армия, стройотряды, альпинизм, горный туризм значительно полезней для управленца, чем курсы менеджмента. Хотя учиться тоже нужно – для связей и расширения кругозора. И знание бухгалтерии никто не отменял.
2. Авторитарность мне не свойственна. В бизнесе, связанным с ПО, это ничего не дает, кроме повышенных рисков. Тут как в сельском хозяйстве: можно приказать яблоне расти и давать плоды, но полезней удобрять, подвязывать ветки, отсекать неплодные – это длительная и кропотливая работа. К тому же авторитарному руководителю приходится больше работать самому, а я – не трудоголик, предпочитаю давать дорогу молодым.
3. Давно не отношусь к работе и сотрудникам, как к чему-то внешнему – это часть моей жизни. Может, такова специфика отрасли, но работа для меня не ярмо, я не говорю себе: сейчас я живу, а вот сейчас – работаю. И по поводу некомпетентности сотрудников не парюсь – они для меня данность, часть жизни. У нас народ способный: если работник еще чему-то не научился, то научится через год-два-три-пять. Или уйдет сам, потому что каждый хочет чувствовать себя на своем месте.
4. В первую очередь подчиненных нужно учить самостоятельной работе. Только самостоятельности не учат – это такое же качество, как и ответственность.
5. Не считаю важным изводить людей по мелочам, но основные функции компания должна исполнять. Это – как с автомобилем. Не так важны царапины и мелкие вмятинки, как идеальная работа двигателя, трансмиссии, подвески, колес и проч.
6. Авантюрных проектов стараюсь избегать. Без нужды не рискую: на бирже не играю, к азартным играм равнодушен. Адреналина в молодости мне хватило в альпинизме, а сейчас предостаточно риска в программном бизнесе.
7. Я ленивый, работаю мало. Еще студентом понял свой порог — 4 часа напряженного труда в день. Остальное время можно посвятить менее серьезным занятиям, которые уже не назовешь работой.
8. Решения принимаю не из расчета, а из внутренней убежденности. Монетки не подкидываю. Что-то перерешить даже в голову не приходит.
9. Круче борьбы с недостатками, чем исповедь у батюшки и причастие, еще никто ничего не придумал. Методология известна уже пару тысяч лет — борешься со своими грехами — изживаются и недостатки.
10. Любой бизнес — просто часть общественного хозяйства, производящая что-то нужное и полезное. Чем больше твой продукт необходим клиенту, тем успешней предприятие. И чем больше пользы обществу, тем долговременней успех. Рецепт прост: делай нужное и полезное, а придет успех или нет – не от тебя зависит.
11. Любой крупный бизнес и большие активы в любой стране вызывают пристальное внимание властей и другого крупного бизнеса. Крупный бизнес — один из видов большой силы, наивно думать, что любая другая большая сила — власть или корпорации – не предпримут попытки использовать его в своих интересах. Вопрос лишь в том, кто командует – власть или корпорации. Российский опыт 90-х гг. и нынешний опыт Украины ясно показал: наверху должна быть власть – это необходимо и бизнесу (как бы это не было ему неприятно), даже при злоупотреблениях представителей власти и попытках отобрать бизнес. Если власть вменяемая, то экономика растет. Чем толще экономика, тем спокойней живет малый и средний бизнес.
12. Истина в споре не рождается. Истина, как знают все христиане, — это сам Бог. Спорить о Нем бессмысленно, можно лишь прилагать усилия, чтобы познать, если вопрос конечно не о том, «как денег заработать». Любой человек подключен к Истине, в глубине души ему все известно. Поэтому и убеждать обычно не нужно, надо внятно изложить или, наоборот, понять. Спор позволяет уточнить изложение, найти слабые места и неясности.
13. Чтобы твоя идея появилась и начала переходить в материю, кто-то должен наполнить тебя идеальным — семья, школа, двор, сотрудники, страна. Для этого они свое материальное переводят в твое идеальное — воспитывают, учат, тренируют, наставляют. Чем старше я становлюсь, тем для меня очевидней, что главный наш недостаток сегодня — недостаток идеального. Если мы хотим, чтобы у нас были честное и умное государство, хорошая техника и наука, развитое хозяйство, то в первую очередь надо создавать идеальное в детях и молодежи. Потом они его материализуют.