«Любые шаги правительства ужесточают риски для бизнеса». Прогнозы из-за границы
Какой видят политическую ситуацию в России предприниматели уехавшие за границу и многие ли станут бизнес-мигрантами в будущем году? Предновогодний прогноз от DK.RU.
На любой процесс бывает полезно посмотреть со стороны. Мы попросили уральцев, уехавших из страны и ведущих свой бизнес за ее пределами, рассказать о том, что они думают об экономической ситуации в России. Свои прогнозы для DK.RU озвучили Константин Астафьев, основатель «Урал-пресс» и «Boxberry», и Дмитрий Игонин, бывший топ-менеджер из Екатеринбурга, запустивший в Испании несколько бизнес-проектов в туристической сфере.
«К счастью, есть еще законы логики и здравого смысла»
Сегодня многие представители российского бизнеса настроены пессимистически: развитие почти любого дела усложняют ужесточившееся законодательство, антироссийские санкции, экономическая нестабильность. Как же выглядит политическая и экономическая ситуация в России со стороны?
Дмитрий Игонин:
— Довольно сложно ответить на этот вопрос, когда бываешь в России наездами и не смотришь телевизор. Но уже тот факт, что деловое издание ставит такие вопросы, показывает: общество сильно политизировано, есть конкретные претензии к власти. С моей точки зрения, монополизм и безальтернативность ни к чему хорошему не приведут. Власть заигралась в большую внешнюю политику вместо того, чтобы заниматься внутренними проблемами страны, коих копится с каждым годом все больше и больше. Если меня спросить: «Если не Путин, то кто?», я даже не отвечу. Нет реальной оппозиции, нет новых лиц, новых идей. У меня такое ощущение, что любые шаги и решения руководства страны представляют и усугубляют риски для ведения бизнеса. Тем более, когда страна окружена одними «врагами», и общество планомерно готовят к войне.
Константин Астафьев:
— Моя семья второй год живет в Испании, но на наш отъезд повлиял не столько политический, сколько природный климат — нас смело можно назвать «климатическими беженцами». Кроме того, мы хотим дать детям хорошее образование.
Что касается бизнеса, то действия властей, безусловно, влияют на любой рынок, в том числе и на наш, и российский политический климат нельзя назвать благоприятным. Но, к счастью, в бизнесе, в том числе и в международном, действуют правила логики и здравого смысла. Поэтому мы успешно находим партнеров в США, Великобритании, Украине. В 2019 планируем начать работу с Израилем, Белоруссией и другими странами. Нам никогда не нужна была поддержка государства: достаточно, если не будут мешать.
Россия же по-прежнему остается для нас очень интересным и перспективным рынком (хотя в большей степени все-таки перспективным). В уходящем году Boxberry начала работать в России с платформами Avito, «Юла» и другими онлайн-площадками.
Не пришла ли пора мигрировать?
Тенденция бизнес-миграции, которая прослеживается уже не первый год, по мнению экспертов, сохранится и в будущем году. Но пугаться этого не стоит.
Дмитрий Игонин:
— По теме миграции приведу один очень показательный пример. В 2010 г., по данным официальной статистики, из России в другие страны на постоянное место жительства уехало 33,5 тыс. человек. По итогам 2017 г. — 390 тыс. человек. И, как правило, это умные, образованные люди. Поэтому в будущем даже не случаи, а массовый переезд россиян будет только усиливаться.
Константин Астафьев:
— Скорее всего, в следующем году количество таких эмигрантов увеличится. Но это не так уж и трагично: сегодня они уезжают, когда ситуация изменится — вернутся. В целом это положительный тренд: за границей предприниматели могут научиться чему-то новому, у кого-то такая эмиграция развеивает лишние иллюзии.
«Год был вполне успешный»
Константин Астафьев и Дмитрий Игонин ведут бизнесы в совершенно разных сферах, но для обоих спикеров прошлый год сложился успешно. Они уверяют: можно вполне успешно вести бизнес заграницей или из заграницы.
Константин Астафьев:
— Последние несколько лет мы активно развиваем новое направление нашего бизнеса — сервис доставки и выдачи посылок из интернет-магазинов в пунктах выдачи, которые работают под брендом Boxberry. Это международный бизнес, который вырос из агентства подписки и доставки периодики «Урал-пресс». Эту компанию мы открыли в Екатеринбурге в 1992 г., а в 2011-2012 гг. рост подписки на газеты-журналы прекратился естественным образом: мы уже охватили 90% потенциальных клиентов, плюс контент из бумажной прессы стал уходить в интернет. И мы начали развивать новую нишу — сервис доставки Boxberry.
Сегодня компания входит в число лидеров по количеству точек выдачи среди логистических операторов — у нас больше 2,3 тыс. отделений. С их помощью мы выдаем получателям около миллиона посылок каждый месяц. За 2018 г. количество пунктов выдачи выросло на 26%, а количество посылок увеличилось вдвое — до 10,5 млн штук. Так что год для нас можно считать вполне успешным.
Понимая, что этот бизнес не может быть только российским, в 2014 г. мы открыли филиал в Берлине, который работал с зарубежными интернет-магазинами. С немцами, правда, мы сработались не слишком хорошо, поэтому перешли на американский, британский и азиатский рынок. Сегодня треть посылок, доставляемых Boxberry в Россию, приходят из-за границы. За 2018 год их количество выросло на 24% по сравнению с 2017 г. Помимо России мы доставляем посылки из Европы, Америки и Азии в Украину и Казахстан. Там в 2018 г. количество посылок выросло в два раза.
Дмитрий Игонин:
— 2018 год оставил неизгладимый след практически во всех сферах нашей жизни — он повлиял на взаимоотношения с партнерами и друзьями, в этот год мы трансформировали один бизнес в другие. Это был год ломки старого, смены стереотипов, больших перемен, потерь и побед.
Подводя его итоги, мы сделали несколько выводов. Вывод первый: ни при каких обстоятельствах нельзя вести бизнес с партнерами «по понятиям». Все должно быть четко прописано и подписано — вплоть до «развода» и смерти. Всех, кто тебя тормозит, несет угрозу общему делу, отсекай без сожаления. Да, ты понесешь потери, но доброту в бизнесе сегодня мало кто ценит — в том числе и партнеры с сотрудниками. Особенно бывшие. Вывод второй: важно и нужно рисковать. Не бойся расстаться с чем-то: ведь теряешь ты по большому счету только инструмент. Вывод третий: экспаты из России могут не только вести бизнес в Испании, но и, создав прибыльную компанию, успешно продать ее по рыночной цене. Вывод четвертый: мы смогли стать хоть и маленькими, но серийными предпринимателями в сферах, в которых не имели абсолютно никакого опыта.
И вывод пятый: «Деловой Квартал» — это действительно профильное издание №1 в России. Благодаря ему мы познакомились с парой десятков бизнесменов из России, Германии, Швеции и Чехии, а также решили часть наших инвестиционных задач.
Сейчас у нас, в той или иной стадии, запущены три проекта — два на Тенерифе и один в США. В октябре 2018 г. мы открыли компанию «Easy Kayak Canarias S.A.» (океаническое сафари на каяках) и сейчас потихоньку готовим плацдарм для захвата своей части рынка экотуризма.
Планируем по итогу сезона занять 30% рынка, сделать выручку в 200 тыс. евро и заработать 120 тыс. евро чистой прибыли. Кроме того, мы уже год работаем над сервисом по оказанию услуг хранения ценных вещей на пляжах Тенерифе, используя высокотехнологичное оборудование, которое также включает в себя зарядку мобильных устройств и продажу интернет-трафика.