«Президент поручил вывести гаражную экономику из тени. Но никакой тени в России нет»
«Сверху власти представляется, что в стране есть экономика. Снизу же оказывается, что никакой экономики в общемировом понимании вовсе нет. Каждый хозяйничает в границах дозволенного».
Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» занимается социальными исследованиями. Считается, что именно их исследования гаражной экономики России и описание феномена отходничества — проще говоря, работа соотечественников вахтовым методом, привели к обсуждению закона о самозанятых.
Верхняя палата российского парламента одобрила пакет законов о налоге для самозанятых. Специальный налоговый режим для самозанятых вводится с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской и Калужской областях. Предполагается, что если эксперимент в этих регионах пройдет удачно, то новый налоговый режим распространят на всю страну.
Самозанятые будут платить налог по ставке 4% с дохода, если они работают с физическими лицами, и по ставке 6% — если с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Александр Павлов руководил проектом «Гаражная экономика в российской провинции». В 2016 г. были опубликованы первые результаты исследования. И практически сразу внимание на них обратило государство. Власти впечатлило, как много людей получают дополнительный доход и при этом никак его не регистрируют. Александр Павлов на встрече со слушателями в Екатеринбурге рассказал о феномене гаражной экономики.
Александр Павлов, исследователь фонда «Хамовники»:
— Сверху власти кажется, что в стране есть экономика. Снизу же оказывается, что никакой экономики в общемировом понимании вовсе нет, а есть лишь хозяйствование разного рода. Каждый хозяйничает в границах дозволенного по понятиям, осваивая свой кормовой участок в меру статуса и сил.
Хотел бы сразу отметить, что мне очень неудобно, что наше исследование увидела власть, и в итоге все вылилось в закон о самозанятых. Самозанятые — это вещь, которая напрямую взята из нашей работы. Нас с коллегами уже обвинили в том, что мы «навели порчу» на гаражников, «натравив на них власть». Судя по риторике президента, это действительно так, если считать за достижение проникновение термина «гаражная экономика» на самый верх. Но это только первая часть логической цепочки — возможная причина. Есть и обязательная вторая — возможные следствия. И здесь все не так однозначно, как может показаться — «выкуривание из гаражной тени» вряд ли будет успешным, если вообще состоится.
Феномен самозанятых
Структура занятости населения очень интересна. То, как это видит государство, и то, что есть на самом деле — разные вещи.
Последние полтора года власти озабочены тем, как заполнить различные государственные фонды. Главный инструмент для их наполняемости — налоговые отчисления. Когда человек официально трудоустроен, он платит налоги, с этим все понятно. Человек интересен власти исключительно с точки зрения фискального подхода. При таком раскладе индивидуальные предприниматели и люди трудоспособного возраста, которые выходят на пенсию раньше срока — это для власти категория населения, которое занято «непонятно чем» и за которую взносы в ФНС платит регион.
Для государства любой, кто официально не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве юрлица, считается лицом, которое занято «непонятно чем». И власть не волнует, как именно такие люди выживают, как ищут источники заработка. Главное, что их интересует: платит человек взносы в ФНС или нет.
Если человек эти взносы не платит, то за него это делает регион. В условиях того, что принято называть кризисом, такая нагрузка на бюджет становится колоссальной.
У нас есть цифры по Ульяновской области. В 2016 г. бюджет области составлял 34 млрд руб., из них отчисления в ФНС составляли 12 млрд руб. То есть больше трети бюджета ушло на налоговые взносы за население. Примерно половина этих денег (6 млрд руб.) — расходы на население, которое «занято непонятно чем». Чтобы избавиться от таких трат, государство и взялось за самозанятых, обратило внимание в том числе на наше исследование гаражной экономики.
Согласно государственной статистике, 33% трудоспособного населения в России не платит никакие взносы в социальные фонды. То есть для государства эти 33% — проблема. Им нужно сделать все, чтобы эти люди начали наполнять фонд ФНС. Люди для власти выступают носителями денежных средств для ФНС.
Дело в гаражах
Гаражная экономика свойственна крупным городам, это происходит по двум причинам. Первое — ресурсы. Важна инфраструктура: дороги, электричество, газ. Невозможно производство кирпича без магистрального газа, который можно воровать. Невозможно производить мебель в гараже, если нет доступа к халявному электричеству. Потому что если платить по промышленным тарифам, то смысла в таком производстве совсем не будет.
Вторая причина, по которой именно в больших городах формируется гаражная экономика, — распределенный образ жизни. То есть у людей помимо квартиры есть дом за городом, где они могут заниматься своим делом и получать с этого дополнительный доход.
Интересно, что в городах среднего размера же на протяжении двух-трех лет развивается намеченный вектор на интеграцию частного жилья в городскую среду. Люди работают на предприятиях, чаще всего градообразующих, но при этом хотят жить в своем доме, чтобы иметь доступ к дополнительному заработку: разводить скотину, в мастерской изготавливать какую-то утварь на продажу и т.д. Те, кто не имеет загородного участка, пользуются гаражом.
Гаражи в нашей стране прошли путь от места, где хранятся автомобиль и заготовки, до гаража-мастерской, гаража-гостиницы и даже гаража-таунхауса. Если гараж стоит рядом с кладбищем, то там будут производить ограды и венки. Если гараж расположен рядом с дачным массивом, то, вероятно, там будут продавать инструменты, тележки, удобрения и т.д.
К основным видам деятельности гаражной экономики относятся автомойки, производство строительных материалов, мебели, жилые гаражи очень распространены на юге нашей страны и в Ханты-Мансийске.
Рассуждения о гаражной экономике приводят к спекуляциям. Одно из типичных таких рассуждений: гаражники — это люди, который занимаются теневым предпринимательством, которые не зарегистрированы и т.д. Это не так.
Мы никогда про это не писали и не говорили. Если мы говорим о гаражной экономике, мы просто имеем в виду, что люди занимаются дополнительной деятельностью, многие из них зарегистрированы как ИП, но для государства они все равно «заняты непонятно чем».
Основные причины, по которой люди уходят в гаражную экономику: необходимость выживать, обеспечивать достойный уровень себе и своей семье, давление государства, самореализация. Огромное количество гаражников имеют постоянную работу, а в гаражах занимаются дополнительным заработком.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что гаражники — типичные ремесленники. Обычно гаражная деятельность — не бизнес, а дополнительный заработок. Как следствие, гаражная деятельность — явление в первую очередь социальное, а не экономическое.
Президент поручил вывести «гаражную экономику» из тени. Это вряд ли получится по причине того, что никакой тени, из которой можно кого-то выводить на свет, в России попросту нет. Заимствованный модус теневой экономики ни в коей мере не способен адекватно описать реальность, которая скорее является параллельной тем объектам управления, с которыми привыкло ассоциировать себя государство.