«Люди нереально разбогатели. Неужели скоро не останется бедных?»
«Свобода и международная торговля творят чудеса, на которые не способен ни один закон. России и Евросоюзу стоит чаще смотреть на Китай и Индию». Чем объяснить феномен роста доходов по всему миру.
Мир за последние 200 лет внезапно разбогател, хотя нам это не кажется таким уж явным. Как это произошло и к чему может привести? Профессор экономики и истории Иллинойского университета Дирдре Макклоски объясняет, что творится вокруг.
— Почему мы такие богатые? Средний американец зарабатывает $130 в день, средний китаец (с поправкой на покупательную способность) — $20 в день, средний индиец — $10 в день. Несколько десятилетий назад типичный житель Китая или Индии зарабатывал лишь по $1 в день, так что еще несколько поколений, и жители этих стран тоже станут намного богаче.
Говоря «мы богаты» я имею в виду жителей большинства стран мира, за некоторыми исключениями. Два века назад средний доход на человека в мире в сегодняшних ценах составлял около $3 в день. Так продолжалось с пещерных времен. Сегодня это $33 в день — нынешний уровень Бразилии и уровень США в 1940 году. За двести лет средний уровень дохода на человека — даже учитывая такие страны как Чад и Северная Корея — вырос в десять раз. Это удивительно.
В странах, которые активно меняли свою экономику и участвовали в международной торговле, например, в США, Японии, Швеции, этот показатель еще выше, он вырос в 30 раз.
И это не говоря о материальном прогрессе, который радикально улучшил получаемые людьми блага и услуги, от ассортимента продуктов в магазине до возможности проведения сложных медицинских операций. Процесс «Великого обогащения» последних двухсот лет уникален. Конечно, в истории случалось удвоение дохода жителей, например, в древней Греции и Риме, в Китае эпохи династии Сун, в Индии Великих Моголов. Но довольно быстро эти народы возвращались к нищенскому доходу (примерно на уровень нынешнего Афганистана). Революционные улучшения — на 10000% — были немыслимы.
Читайте также: Бедность в России стала позором». Кудрин заявил об угрозе социального взрыва в России
Что же произошло? Часто процесс объясняют идеологическими причинами. Левые, начиная с Маркса, говорят об эксплуатации. Капиталисты присваивали избыточный продукт, созданный рабочими, и инвестировали его в свои сатанинские заводы. Правые, начиная с Адама Смита, говорят о сбережениях. Покойный нобелевский лауреат Дуглас Норт считал (и теперь это официальная позиция Всемирного банка), что истинный секрет в институтах. Но есть кое-что еще. Помимо капитала и верховенства закона необходимы трудовые ресурсы, вода и течение времени.
Капитал принес плоды благодаря идеям усовершенствования. Их использует и сельский плотник, и компьютерный гений из мегаполиса. Мэтт Ридли в книге «Рациональный оптимист» говорит, что в последние двести лет случилось вот что: «Идеи начали заниматься сексом».
Идея железной дороги — это скрещивание идеи парового двигателя с идеей машины, двигающейся по рельсам. Идея газонокосилки — это маленький бензиновый двигатель плюс маленькая механическая коса. И так далее.
В комнате любой квартиры или дома сегодня — сотни идей, возникших после 1800 года: электричество, центральное отопление и кондиционирование, машинным способом произведенный ковер, большие окна. Как только появлялись эти идеи, их реализация была уже сравнительно простым делом — потому что они были очевидно прибыльными.
Если бы для богатства хватало лишь накопления капитала или строгих законов, Великое обогащение случилось бы в Месопотамии в 2000 году до н.э., в 100 году в Риме или в 800 году в Багдаде. До 1500, а то и до 1700 года Китай был самой технологически продвинутой страной мира. Китайцы изобрели шлюзы для водных каналов за несколько столетий до Запада, и сами их каналы были гораздо длиннее, чем в Европе. Зона свободной торговли и законодательная защита в Китае охватывали куда большие территории, чем европейские государства, которые постоянно воевали и вводили друг против друга торговые барьеры. Но именно в северо-западной Европе, а не в Китае, произошла промышленная революция и наступило Великое обогащение.
Почему же идеи начали заниматься сексом именно там и именно в то время? Все началось в Голландии примерно в 1600 году, продолжилось в 1700 году в Англии и затем перекинулось в Бельгию, Францию, Германию.
Ответ один: свобода. Освобожденные люди очень изобретательны. Рабы, крепостные, подавляемые женщины, люди, вмерзшие в аристократическую или бюрократическую иерархию, лишены такой изобретательности. Именно ввиду политических событий в Европе, а не благодаря особой природе жителей этих стран европейцы получили свободу. Следом за ней пришло равенство. Это равенство, о котором говорили Давид Юм и Адам Смит — равенство перед законом и равенство социального достоинства. Именно оно придает людям смелость, чтобы самостоятельно искать способы улучшения и изобретать.
Вскоре равенство и свободу начали оспаривать, интеллектуалы разных стран спорили о том, должны ли на самом деле все люди иметь равные права, нужна ли свободная торговля. Может быть, куда лучше четкая иерархия, которая, как они полагали, была в Средневековье?
Пока интеллигенция занимала себя этими мыслями, коммерческая буржуазия строила современный мир и воплощала в жизнь Великое обогащение. Именно оно сделали нашу жизнь намного лучше, доказав, что и социальный дарвинизм, и марксизм ошибались. Якобы низшие расы и классы оказались вовсе не таковыми. Пролетариат ждали не нищета и страдания, а обогащение. Обычные мужчины и женщины вовсе не нуждались в руководящих указаниях сверху и оказались необычайно креативными.
Великое обогащение — важнейшее событие в истории с момента одомашнивания лошадей и начала земледелия. Оно перезапустило историю и вероятно,однажды окончательно положит конец бедности.
Индия и Китай, принявшие некоторые принципы экономического либерализма, добились стремительного роста. Бразилия, Россия, ЮАР, не говоря уже о Евросоюзе, во многом опирающиеся на планирование, протекционизм, выравнивание условий, стагнировали.
Что же поможет этой революции? Минимум вмешательства (конечно, в разумных пределах). Адам Смит говорил, что это величайшая дерзость со стороны королей и министров — полагать, что они могут надзирать за экономикой частных индивидов. Конечно, мы можем обложить себя налогами, чтобы помочь бедным. Смит и сам им помогал. Но 95% обогащения, произошедшего после 1800 года, произошло не в силу благотворительности, а благодаря более продуктивной экономике.