«Люди поколения открытых границ простудились на сквозняке «wind of change»
«Так, чтобы всю жизнь делать, пролетать и снова делать — удивительно. Что движет такими людьми? То ли такая сильная любовь к свободе, то ли нелюбовь к «несвободе».
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», на своей странице в Facebook рассуждает о видах бизнеса и бизнесменов. Что толкает людей открывать свое дело снова и снова? Надежда на успех, который рано или поздно придет?
— Мой приятель — бизнесмен. Не хочет работать «на дядю». Для него это дело принципа. Он чувствует свободу, когда сам отвечает за свои решения. И когда он прогорает (а он ни разу не сделал что-нибудь устойчивое), то он все равно начинает сначала. То ли такая сильная любовь к свободе, то ли нелюбовь к «несвободе».
Я вот думаю, что это? Нет, я понимаю, лет в 20 попробовать раз-другой. Коворкинги, смузи. Вчера был на «Красном октябре», там такие залежи хипстеров. И атмосфера как на старом (во всех смыслах) Арбате. Ну разве что на гитаре не бренчат и не пьют дешевый портвешок. Другие ритмы, но суть та же. Свобода, креатив, желание быть не как все. Денег своих нет, заемных — тоже. Какой-то грант, краудфайндинг, да может случайное знакомство с бородатым мужиком, занимавшимся суровым бизнесом в 90-е, а сейчас ударившимся «в инвестиции для души». В 20 лет — все понятно.
Или, скажем, в 30 лет. Ты такой поработал в большой корпорации. Ну как большой... тысячи три человек. Но тебе все сказали, что это большая корпорация. И ты уже опытный кадр, с солидным бекграундом и связями. Уже не смузи в коворкинге, уже бранч в Пушкине. И ты думаешь, что пора бы остепениться и начать думать о старости. Она, конечно, не скоро, но и ты уже в возрасте. Денег накопил прилично, миллиона полтора-два. Рублей. Можно с партнерами сделать что-то. Как правило, выбирают «что-то в ИТ». В 30 лет — вполне разумно.
Или тебе 40. Сложный возраст. Деньги есть, и есть обязательства, и есть неудовлетворенность. Вот что ты сделал в этой жизни? Кто ты по ней? Да, поменял семь работ. Да, обзавелся тонной друзей и килограммом врагов. В тусовочке тебя знают. Может, даже читаешь лекции в Вышке. У тебя ярко-зеленая спортивная BMW. А сделал что? След какой оставишь? Тут тебя накрывает и ты пьешь коньяк со знакомым «олигархом». Увольняешься с работы и делаешь, например, маркетплейс. Или пилишь за деньги «олигарха» русскую Курсеру. Свои уже не тратишь, конечно. Для 40 лет — нормально.
Или вот 50 лет. Тебя все достали. Ты работаешь советником или чем-то там. У тебя нет идей кому-то что-то доказывать. Ты про душу, социальные проекты. Ищешь в свободное от работы время азиатские инвестиции. Или берешь отпуск и отправляешься в роад-шоу по российской глубинке. Для тебя это даже уже не бизнес, для тебя это скорее миссия. Ты отдыхаешь, собирая деньги, идеи и просто энергию для других людей. В конце концов ты открываешь фонд или тебя приглашает возглавить фонд настоящий олигарх, без кавычек. И это тоже бизнес. Когда тебе 50 — нормально.
Но вот так, чтобы всю жизнь делать, пролетать и снова делать — удивительно. Это я опять про приятеля, если что. Первый абзац который. Что движет такими людьми? Я ими восхищаюсь, я им сочувствую. Люди поколения внезапно открытых границ. Простудившиеся на сквозняке «wind of change». Нам всем немного снесло тогда голову. Просто по-разному.