«В ритейле идет война за клиента». Глава X5 Retail Group — о главных трендах торговли
«Люди реже начинают ходить в магазины. Будущее идеального ритейла — это когда ассортимент каждого магазина адаптирован именно под тех покупателей, которые туда ходят».
В России начинает меняться подход людей к покупке еды, сказал в интервью «Ведомостям» Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). В этом году компания затеяла новую трансформацию магазинов, так как конкуренция ужесточается все больше, причем не только со стороны других ритейлеров, но и со стороны ресторанов и сервисов доставки еды. Мы выбрали главное из интервью Шехтермана.
Тренд этого года в розничной торговле, как и в 2018-м — слабость потребительского спроса, однако эффективные игроки будут расти быстрее рынка, уверен он: «В России топ-5 игроков занимают всего 25% рынка. На Западе, как правило, их доля около 70%». По прогнозу руководителя X5, к 2025 г. топ-5 ритейлеров будут занимать не менее половины рынка современной торговли страны. Для опережающего роста торговым сетям нужны значительные вложения в инфраструктуру, кроме того, у крупных игроков серьезные преимущества по закупочной силе, что тоже повышает их эффективность.
В ритейле сегодня идет война за клиента, и в ней победит тот, кто будет наиболее эффективен в операционных затратах. Только при этом условии есть возможность инвестировать в покупателя и в огромный, крайне важный сегодня блок — инновации и технологии.
Трансформация «Пятерочек» необходима, чтобы «заново покорить Москву», говорит Шехтерман. Для этого ассортимент каждого магазина немного изменят: примерно на 20 кластеров, в зависимости от предпочтений покупателей.
Будущее идеального ритейла — это когда ассортимент каждого магазина адаптирован именно под тех покупателей, которые туда ходят, — говорит руководитель компании.
Развиваются также онлайн-продажи сетей. За 2018 г. интернет-магазин принес «Перекрестку» 0,5% выручки, в этом году, по плану, доля достигнет примерно 1,5%, говорит Шехтерман. Однако пока онлайн-торговля остается неприбыльной. При этом торговые сети теперь конкурируют и со службами доставки готовой еды, такими как Delivery Club и «Яндекс.Еда».
Безусловно, это влияет на нас: люди реже начинают ходить в магазины и покупать продукты для готовки. В Америке потребление готовой еды (вне дома плюс доставка) составляет около 50%. В России эта цифра где-то около 10%, но она будет расти, и мы обязаны думать, как ответить на эти вызовы, — говорит Шехтерман.