Уральские пенсионеры рвутся в студенты
Треть жителей Среднего Урала предпенсионного и пенсионного возраста заняты самообразованием — как с целью продолжить работу после выхода на пенсию, так и «для себя».
Интересы людей «серебряного» возраста (пред- и пенсионого) исследовала группа ученых-социологов УрФУ под руководством профессора Гарольда Зборовского. Работа связана в первую очередь с прогнозами демографов: они говорят, что в течение ближайших десяти лет россияне пенсионного возраста составят примерно треть населения страны. К 2023 г. их число превысит 40 млн человек.
Содержание пенсионеров все больше становится бременем для общества и государства. Особенно с учетом тенденций снижения рождаемости, усиления эмиграционных установок молодежи. Уровень сокращения к 2023-2025 годам качественных трудовых ресурсов может достигнуть 9 %, — подчеркивает профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский.
Как показали результаты исследований, более 35 % пенсионеров сами предъявляют запрос на получение знаний и навыков, в том числе не связанных с предыдущим профессиональным образованием и опытом, и готовы продолжать трудиться. При этом около 30 % жителей Свердловской области старшего возраста занимаются самообразованием, повышают квалификацию на курсах переподготовки, приобретают новые знания и умения в рамках программ дополнительного образования, посещают просветительские лекции и мастер-классы, обучаются в учреждениях среднего профессионального образования и вузах.
Мотивы продолжать образование у пенсионеров разные. Для одних это исполнение жизненных планов, не реализованных в молодости из-за необходимости зарабатывать и поднимать детей. Для других — условие сохранения или получения работы (особенно в сферах государственного и муниципального управления, образования, медицины, которые регулируются профстандартами). Для третьих — способ продления молодости, поддержания интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, спасение от одиночества, — отмечают ученые.
Согласно оценкам исследователей, многие компетенции, которые есть у людей старшего возраста, делают их ценными кадрами для работодателей.
Старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда, — качественным общим и профессиональным образованием, полученным еще в советское время, богатым трудовым опытом и сильной мотивацией, дисциплинированностью, свободным временем. Социологические исследования показывают, что работники предпенсионного и пенсионного возрастов по ряду показателей нередко не уступают, а то и превосходят молодых работников.
При этом, по данным исследования, старшее поколение не составляет конкуренцию молодым: последние чаще всего заняты в высокотехнологичных отраслях, сферах маркетинга и менеджмента, тогда как пенсионеры рассчитывают на работу в традиционных секторах — сервисе, образовании, сельском хозяйстве и других, — отмечают группа Зборовского.
Исследование уральских ученых особенно актуально в связи с проведением пенсионной реформы в России. Документ предусматривает наказание для тех работодателей, которые будут увольнять людей предпенсионного и пенсионного возраста. Также в законе прописано, что люди «серебряного возраста» получат возможность пройти переобучение для того, чтобы в случае чего найти новое место работы.
Однако работа уральских ученых свидетельствует, что профессиональное образование для людей «серебряного» возраста не соответствует их потребностям и требованиям рынка труда.
Существующие государственные программы ориентированы на низкостатусные, малооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда и не предназначены для людей со средним профессиональным и высшим образованием, высокой квалификацией. Но и этими программами могут воспользоваться только те, кто имеет официальный статус безработных и предпенсионеров, причем строго в объемах выделенных квот, — комментируют ситуацию в УрФУ.
По мнению социологов УрФУ, такая активность «серебряных» людей требует специальных мер поддержки их образовательных стратегий.
Сегодня решение задачи профессионального образования для пенсионеров во многом переложено на их собственные плечи и на работодателей. Но, по данным проведенных опросов, подавляющее большинство российских пенсионеров не в состоянии оплачивать образовательные услуги и не рассчитывают на помощь родственников. Согласно статистике, ежегодные инвестиции в корпоративное обучение не превышают 0,3 % от фонда оплаты труда, и расходы на обучение пенсионеров в их структуре практически отсутствуют. В результате доля людей «серебряного» возраста, вовлеченных в систему непрерывного профессионального образования, очень невелика.
Социологи предлагают пути решения проблемы. По их мнению, вклад государства в сферу «серебряного» образования может «приобрести форму целевого софинансирования различных программ и проектов путем перераспределения средств пенсионных и иных социальных фондов». При формировании программ для обучения людей старшего возраста можно использовать мировой опыт. Так, в Соединенных Штатах первый Институт образования пенсионеров был открыт еще в 1960-х годах, во Франции Университет третьего возраста появился в 1970-х, в Великобритании Общество третьего возраста, куда вошло более 260 университетов, основано в 1980-х. Практика этих стран сегодня используется во всем мире.
Отметим, еще в конце прошлого года кадровые специалисты прогнозировали, что одним из трендов рынка труда в 2019 г. станет активный найм на работу людей старше 50 лет. Однако эта тенденция позитивна лишь на первый взгляд.
Людей «50 плюс» нанимают не от хорошей жизни, не надо обольщаться. К сожалению, речь идет не о востребованности «возрастных» специалистов с опытом, а о том, что бизнес ищет все новые каналы для закрытия многочисленных массовых вакансий с низкими требованиями к кандидатам и невысокой оплатой труда. Нужны неприхотливые исполнители на вакансии, которые ранее закрывали преимущественно неопытной молодежью. Их и сейчас так закрывают, но молодежь обходится все дороже. Она не только неопытна, она еще и немотивирована, легко срывается с мест, за найм молодежи высокая конкуренция, и молодые люди как кандидаты дорого обходятся бизнесу. А возрастные кандидаты оказываются в сложном положении, если выходят на рынок после 50. Они податливы, готовы работать за небольшие деньги, умеют подчиняться и намного более дисциплинированны. А теперь им еще и работать до пенсии нужно больше — отличный расклад, — объясняет Ирина Шаповалова, директор по персоналу оптовой компании «Оптима-Рус».