Made in Russia. Как Российский экспортный центр собирается продвигать экспортеров Урала
«Немцы приложили огромные усилия, чтобы Made in Germany стало синонимом высокого качества. Еще в 50-60х годах продукты Made in Germany были низкого качества, дорогостоящие и сложные».
В Екатеринбурге прошел экспортный форум, в котором приняли участие представители Российского экспортного центра, Уральской торгово-промышленной палаты, а также сами экспортеры. На форуме много говорили о проекте Made in Russia, который призван объединить под своим брендом всех российских экспортеров. Что дает проект предпринимателям, и как стать участником программы «Сделано в России» — читайте в материале DK.RU.
Made in Russia
Тема продвижения единого бренда российских продуктов поднималась на уровне правительства несколько лет. В 2017 году Российский экспортный центр начал продвижение российских брендов и продукции под брендом Made in Russia. Экспортный бренд страны был создан для повышения узнаваемости известных российских производителей за рубежом. Главная цель проекта — продвижение качественной, красиво упакованной продукции российского производителя на зарубежные рынки под единым отечественным товарным знаком.
Представитель группы Российского экспортного центра Андрей Жигалов подчеркнул, что сегодня как никогда требуется повышать узнаваемость российских брендов и компаний-экспортеров:
Иностранные партнеры знают наши бренды, но они не знают, что эти компании из России. Они спрашивают: «А что Kaspersky Lab, ABBYY правда из России?». Изменить эту ситуацию должен как раз проект Made in Russia. Это прекрасная возможность продвигать продукцию на зарубежных рынках. Мы снимаем имиджевые ролики для компаний-экспортеров, возим их на международные выставки и все это делается безвозмездно. Фактически это возможность бесплатно получить пиар на международном уровне, — рассказывает Андрей Жигалов.
«Сделано в России» не просто логотип, который предприниматели могут использовать на своей продукции, это коммуникационный инструмент, который включает бесплатный маркетинг, участие в выставках, массированную рекламу за рубежом.
Для не сырьевых экспортеров Российский экспортный центр создает различные инструменты поддержки, которые помогают предпринимателям выходить на рынки других стран. Например, логистическое сопровождение, консультации по правовым вопросам и преодолению торговых ограничений на внешних рынках:
Все слышали про Made in Germany, Made in USA, Made in Japan. Все эти маркировки говорят нам о качестве продукта. Но, например, немцы приложили огромные усилия, чтобы Made in Germane стало синонимом высокого качества и технологичности. Ведь еще в 50-60х годах продукты Made in Germany были низкого качества, очень дорогостоящие и сложные. Все страновые бренды Made in появились благодаря серьезной работе государства по раскрутке бренда. То же самое мы делаем сейчас с брендом Made in Russia — раскручиваем его на международной арене, — добавляет Андрей Жигалов.
на фото: Андрей Жигалов
Чтобы стать участником программы необходимо пройти обязательную сертификацию, никаких взносов платить при этом не придется. Получение сертификата качества от РЭЦ необходимо, поскольку он призван подтвердить добросовестность отечественного производителя как надёжного поставщика качественной продукции за рубежом. Проект Российского экспортного центра Made in Russia подходит для бизнеса любого размера.
Этот проект ориентирован на самые разные бизнесы. Да у нас есть КАМАЗ, ЛУКОЙЛ, ВАЗ, Россельмаш — это крупные бизнесы, но на самом деле проект Made in Russia создан не для крупного бизнеса, а для малого и среднего, у которого нет ресурсов во всеуслышание заявить о себе на международном рынке. Присоединяясь к проекту, бизнес фактически встает под зонтичный бренд Made in Russia и присоединяется к неограниченному пиару и продвижению за рубежом, — отмечает Андрей Жигалов.
Возможности для экспортеров
Встать под бренд Made in Russia могут в первую очередь производители продовольственных товаров, текстиля, детских товаров, техники, мебели, спортивного инвентаря, косметики и ювелирных изделий, а также ИТ-разработчики. В Российском экспортном центре добавляют, что приоритетными рынками сегодня для России являются Китай, Вьетнам, Индонезия, Иран, Индия, страны СНГ, Европы и Южная Америка, именно на этих рынках экспортный центр и продвигает российских производителей. Уже сейчас у проекта Made in Russia работает несколько выставочных павильонов по всему миру, где представлена продукция российских производителей:
Выставочные павильоны сейчас открываются в арабских странах, в юго-восточной Азии уже работает павильон в Шанхае, ждем открытия во Вьетнаме, с большой долей вероятности откроемся в Индии. И если компания прошла сертификацию, встала под бренд Made in Russia, то для предприятия появляется шанс абсолютно бесплатно выставляться в этих павильонах, проводить там переговоры, — рассказывает Андрей Жигалов.
пример стенда Российского экспортного центра
Еще одна услуга, которую оказывает Российский экспортный центр — возмещение затрат на участие в международных выставках. Крупным компаниям РЭЦ возмещает 50% расходов на участие в выставке, а малым и средним предприятиям 80%.
Партнерами Российского экспортного центра на сегодняшний день являются несколько компаний из Екатеринбурга. Это производитель специй и пряностей «Айдиго», «Жировой комбинат» и многие другие. При этом «Айдиго» уже стали участником проекта Made in Russia, а вот «Жировой комбинат» только собирается. Менеджер по рейд-маркетинговым услугам «Жирового комбината» Дарья Корепанова рассказала, что благодаря партнерству с Российским экспортным центром предприятию удалось заключить несколько крупных контрактов:
Чтобы вступить в Российский экспортный центр нам не требовалось никаких финансовых вложений. Из всех услуг, которые доступны участникам проекта, мы использовали возможность участия в выставочной деятельности. Мы принимали участие в выставке в Казахстане, в Арабских Эмиратах. Крупным предприятиям РЭЦ возмещает 50% расходов на выставку. Грубо говоря, если участие и стенд стоят 1 млн руб., то экспортный центр возместит 500 тыс. руб., а малым и средним предприятиям еще больше. Российский экспортный центр еще помог нам получить сертификат свободной продажи. Также нам составляли аналитику рынков, куда мы планируем поставлять свою продукцию. Нам подготовили документ за месяц и это было бесплатно. Участвовать в программе Made in Russia мы тоже очень хотим. Дело в том, что Китай является для нас одним из потенциальных рынков, а для них маркеры Made in Russia очень важны, они как никто другой любят продукт российского происхождения. Тем более, что все это идет при поддержке государства, уровень доверия иностранных партнеров становится очень велик».
По словам президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина у Свердловской области всегда был высокий экспортный потенциал, а поддержка экспортеров со стороны РЭЦ должна положительно сказаться на предпринимателях:
Пока не было РЭЦ, не было проекта Made in Russia поддержку экспортерам оказывала, и продолжает оказывать торгово-промышленная палата. Проблема в том, что государство сказало: «Учитесь зарабатывать деньги на себя» и палата стала коммерческой организацией, а значит все услуги и помощь для экспортеров, стартаперов и предпринимателей мы стали оказывать за деньги. Но тут появился РЭЦ, который сказал, что будет компенсировать расходы экспортеров. Что это значит? Значит то, что раньше палата делала за деньги, сейчас для экспортеров будет бесплатно, все расходы берет на себя Российский экспортный центр. Это замечательно, — отмечает Андрей Беседин.
на фото: Андрей Беседин
Андрей Беседин также добавил, что Свердловская область в самые нелегкие времена имела не меньше 140 стран партнеров по внешнеэкономической деятельности, а в хорошие годы торгово экономическими партнерами региона были более 150 стран. При этом Свердловская область занимает 8 место в России по объему экспорта среди всех регионов:
Важно отметить, что мы единственный в первой десятке не сырьевой регион. С первого по седьмое место и девятое-десятое занимают регионы, где добывают ресурсы: ЯМАО, ХМАО, Тюменская область и тд. Доля не сырьевых товаров в экспорте Свердловской области достигает 96%. У нас в регионе на данный момент 1,5 тыс. предприятий-экспортеров.
И хотя сейчас механизм взаимодействия предпринимателей, РЭЦ, торгово-промышленной палаты до конца не отработан, есть четкое видение, как в будущем эта схема должна работать:
Функции РЭЦ и торгово-промышленной палаты друг друга дополняют, у нас нет задачи конкурировать, хочется, чтобы предприниматель мог иметь выбор: хочет он пойти в центр поддержки экспорта, в ТТП или российский экспортный центр. В перспективе Российский экспортный центр должен стать единым окном для поддержки экспортеров в России.