«Магнит» тянется к Екатеринбургу
Один из крупнейших российских продуктовых ритейлеров «Магнит» готовится зайти на рынок Екатеринбурга. Эксперты сходятся во мнении, что компании будет очень сложно занять существенную долю на ры
Как стало известно «ДК», краснодарская сеть «Магнит», третий по обороту ритейлер России (см. «Статистику»), начала поиск директора гипермаркета в Екатеринбурге. В компании комментировать свои планы отказались. Олег Гончаров, директор департамента по работе с инвесторами ОАО «Магнит»: «Отмечу лишь, что мы достаточно активно работаем в Челябинске (30 торговых точек в формате «у дома»), Екатеринбург находится недалеко».
Розничная сеть «Магнит» — лидер по количеству магазинов и покупателей в России. Общее число торговых точек сети по итогам первого полугодия 2007 г. достигло 2009. В 2007 г. компания рассчитывает открыть шесть гипермаркетов. Их средняя площадь — 11 тыс. кв. м, стоимость 1 кв. м — более $1,3 тыс., т. е. инвестиции в одну торговую точку достигнут в среднем $14-15 млн. Их окупаемость, по словам г-на Гончарова, зависит от площади магазина и предполагаемого трафика.
Согласно официальным заявлениям ритейлера, стратегическое направление для компании — запуск магазинов в населенных пунктах с численностью жителей менее 500 тыс. человек (это 73% городского населения России). Хотя, как сообщил Олег Гончаров, это не означает, что «Магниту» неинтересны города-миллионники. Г-н Гончаров уточнил, что до сих пор компания развивалась, самостоятельно выходя на рынок, однако не исключает варианта покупки местных игроков.
Ранее ритейлер продвигал формат магазинов «у дома». «Магнит» предъявляет менее жесткие требования к торговым площадям, что позволяет компании обеспечивать высокие темпы развития. Тем не менее тенденции на рынке розничной торговли заставляют практически всех игроков увеличивать форматность своих магазинов, «Магнит» — не исключение», — считает Сергей Фильченков, аналитик ИК «ФИНАМ». По его словам, именно поэтому краснодарская сеть развивает программу по строительству гипермаркетов, используя для этого средства, привлеченные от размещения облигационного займа (5 млрд руб.).
В администрации г. Екатеринбурга сообщили «ДК», что до конца 2007 г. в городе откроется шесть ТЦ, однако среди арендаторов «Магнит» не значится, а кто из крупных продуктовых ритейлеров появится в 2008-2009 гг., пока неизвестно. Также нет данных об отдельном проекте застройки под гипермаркет. Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Роттердам», рассказал, что обычно «Магнит» заходит на рынок, арендуя помещения, но с прошлого года компания активно покупает объекты недвижимости: «Не думаю, чтобы они собирались заходить в Екатеринбург через постройку нового объекта. У нас очень сложно получить землеотвод, а потому шансы на подобное развитие ситуации минимальны». Взять в аренду подходящие помещения, по мнению г-на Шкопа, также сложно, поскольку все, даже не самые интересные, места уже заняты другими игроками и очень дороги (к примеру, в Челябинске арендная плата ниже минимум на 30%).
Алексей Подоляко, исполнительный директор СУПР «Альянс», считает, что «Магнит», скорее всего, зайдет в Екатеринбург через ТЦ: «Если они будут строиться отдельно, то им придется вложить существенные деньги в раскрутку бренда, который в нашем городе совершенно неизвестен». Между тем г-н Подоляко отмечает, что если «Магнит» запустит у нас только один объект, то на рынке продуктового ритейла этого не почувствуют: «Гроссмарт» уже достаточно давно открыл здесь свой гипермаркет, но его появление никак не сказалось на распределении долей между игроками».
Участники рынка подчеркивают, что поиск директора обычно начинается за год до открытия проекта.
досье
ОАО «Магнит»
Сеть состоит из 49 филиалов.
Общее количество магазинов: 2009 более чем в 600 городах и населенных пунктах.
Общая торговая площадь: 570,7 тыс. кв. м.
Чистая розничная выручка: за шесть месяцев 2007 г. — $1622 млн (рост 54,47%).
Штат: более 44,3 тыс. сотрудников.
Источник: данные компании.
статистика
«Магнит» — третий по обороту продуктовый ритейлер в России
ТОП-5 крупнейших российских розничных сетей. Ранжирование по обороту за 2006 г., $ млн
№ | Управляющая компания | Сеть | Формат | Оборот |
1 | X5 Retail Group | «Пятерочка», «Перекресток» | Мультиформатная | 3 551,5 |
2 | «МЕТРО Кэш энд Керри» | Metro Cаsh & Carry | Cash & Carry | 2 557,8 |
3 | «Магнит» | «Магнит» | Дискаунтер | 2 505,0 |
4 | «Ашан-Россия» | «Ашан» | Гипермаркет | 2 020,0 |
5 | «Лента» | «Лента» | Клуб оптовой покупки | 1 016,0 |
Источник: «РБК.Рейтинг».