Максим Годовых: Большие обороты малого бизнеса
Максим Годовых, директор Департамента малого и среднего предпринимательства Минэкономики Свердловской области:
Герой книги «Атлант расправил плечи» сказал интересную вещь: если у Вас не складывается в голове правильная картинка, перепроверьте исходные данные. Другой вопрос, что иногда исходных данных бывает недостаточно.
На Форуме «Будущее города», который провел «Деловой квартал», я заявил, что оборот субъектов малого и среднего бизнеса по моим подсчетам составляет более 50% от оборота всех предприятий Свердловской области. Эта цифра сразу вызвала бурное обсуждение – не может быть, чтобы малый бизнес был больше крупного. Давайте попробуем вместе проследить логику наших расчетов.
Во-первых, мало кто понимает, что такое малое и среднее предпринимательство (МСП). По закону субъект МСП – тот, у кого число постоянных работников не превышает 250 человек, годовая выручка – не более 1 млрд. руб. Теперь посмотрите еще раз на выручку уральских предприятий и подумайте: так ли много у нас крупного бизнеса?
Во-вторых, нам приходится оперировать общепринятыми показателями, например, количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда, конечно же, попадают и все фирмы-однодневки, которые многие открывают, и большинство забывают ликвидировать.
Оборот малых предприятий – та самая цифра, которая всех заинтересовала. Не путайте оборот с прибылью и объемом произведенной продукции. Рентабельность торговых предприятий с огромными оборотами может быть и на уровне 1-2%. Когда компании перегоняют деньги со счета на счет – с целью увеличения овердрафта или по другим причинам – это тоже плюс к обороту. Все данные мы собираем по кусочкам: по количеству малых предприятий – ежеквартально из Облстата, количество ИП запрашиваем из налоговой службы, количество микропредприятий можем узнать из статистики, но только один раз в год.
Давайте вместе попробуем проверить цифру, которую я озвучил: доля оборота МСП в регионе – 55%. Оборот малых предприятий в 2010 г., по данным сборника «Основные показатели деятельности малых предприятий», составляет 285,8 млрд. руб. Средние компании, по данным Свердловскстата, – 87,49 млрд., ИП, по данным налоговой, - 384,9 млрд, микропредприятия – 568,2 млрд. Итого 1326 млрд. рублей. Из открытой статистической информации берем цифру оборота по полному кругу организаций в 2010 г. – 2430 млрд. рублей. Посредством арифметических вычислений результат сходится: около 55% - доля оборота субъектов МСП. Причем оставшиеся 45% - как я понимаю, не только крупный бизнес, но и некоммерческие организации и т.д.
Я не склонен доверять этой цифре, но она нам и не дает реальной картины. Она не показывает реального вклада малого и среднего бизнеса в валовый региональный продукт, не сильно влияет на величину собираемых налогов (может быть, только за исключением «упрощенки»). Ее нельзя использовать, чтобы оценить, какой вклад в экономику региона способен внести МСБ. А я все-таки считаю это основной задачей всей деятельности по развитию предпринимательства.
Для выстраивания результативной системы показателей эффективности господдержки, я бы стал подсчитывать цифры не в целом по области, а конкретно по каждому предприятию. Ничего сложного нет, всех получателей (а их у нас более 45 тысяч в год) мы заносим в CRM-систему, где вполне можно фиксировать и величину прибыли этих предприятий, и уровень инвестиций в основной капитал, и уплаченные налоги. Так мы можем точно оценить, как поддержка конкретных предприятий повлияла на их экономические показатели. А не то, что в этом году мы раздали 1 тыс. грантов, при этом по области количество предприятий увеличилось на 10%, а оборот малого бизнеса – на 100 млн. руб. И ежу понятно, что эти вещи не очень коррелируются.
Я еще раз я настаиваю на том, что механизмы поддержки могут быть возвратными. Бизнес пользуется лизингом, берет кредиты для пополнения оборотных средств – зная, что получит прибыль, и сможет заплатить проценты. Что мешает предприятию, которое получает господдержку в начале своего развития, через несколько лет вернуть эти ресурсы? Чтобы ими мог воспользоваться следующий получатель. Ничего не мешает – если бизнес обладает достаточным потенциалом роста. А если нет, зачем тогда бизнесом заниматься?
По поводу системы показателей и критериев – предлагайте. Мы сейчас как раз бьемся над волшебной формулой вычисления наиболее эффективного получателя государственной поддержки.
Колонка написана специально для «Делового квартала»