Максим Орешкин: «Минфин хочет, чтобы люди были счастливы»
В биографии Максима Орешкина, бывшего заместителя министра финансов, появилась новая запись. Указом президента Путина Орешкин был назначен главой Минэкономразвития.
Орешкин Максим Станиславович – фигура публичная. На посту заместителя министра финансов он часто давал интервью и беседовал с журналистами на экономические и финансовые темы. DK.RU собрал главное из интервью нового руководителя министерства экономического развития за несколько лет.
Об экономике страны
В беседе с журналистами «КоммерсантЪ» в феврале 2016 года Орешкин отметил: экономику России нельзя рассматривать отдельно от других развитых стран.
«Надо обязательно смотреть на то, что происходит на глобальных рынках — в мире, в Бразилии, в ЮАР. Говорить, будет рост или спад, смотря исключительно на Россию, нельзя. Мы часть глобальных процессов. Россия — один из лучших образцов макроэкономической политики. Доказательство — и действия рейтинговых агентств, и поведение иностранных инвесторов; у нас по итогам 2015 года активный приток средств в ОФЗ. В последние месяцы фонды выводили деньги, например из Бразилии, и вкладывали в нас», - подчеркнул он.
О Китае
«В теории он может и дальше расти по 6% в год, вот только внутренний долг для этого должен увеличиться с 230% ВВП до 310%. Но деревья не растут до небес, китайские власти это понимают. Из этой дефляционной суперловушки они пытаются выбраться в том числе расширением бюджетного дефицита. Но рост 6% ВВП уже невозможен и легко может "свалиться", например, к 3%. Способ преодоления глобального кризиса в Китае был таким: через кредитное плечо накачать экономику инвестициями. Но инвестиции под 50% ВВП нереально поддерживать. За этими инвестициями, прибыльность которых с каждым годом снижается, потому что ты строишь то, что уже не нужно, стоят долг и сбережения. А формирующиеся дефляционные тренды усугубляют ситуацию. И для того, чтобы поддерживать такие темпы роста ВВП, ты вынужден строить столько же, плюс еще 6-10%. Если бы все это изначально финансировалось бюджетом, тогда долгосрочных проблем не было бы. Потратил и потратил. А тут все может ударить по финансовым рынкам. Наступает так называемый Minsky moment, когда все кредитуют-кредитуют, а потом вдруг понимают: оп-па, больше нельзя. В КНР долг растет примерно по 10% ВВП в год; если рост остановится, со спроса тут же снимается 10% ВВП, - заявил Максим Орешкин в том же интервью.
О нефти
Говоря о ценах на нефть, новый министр экономического развития вновь подчеркнул: на рынке – переизбыток предложения. Поэтому стоимость барреля едва ли резко подскочит вверх.
«Здесь, к сожалению, больших перспектив нет. Вряд ли они превысят $50 за баррель. Есть три причины, которые помешают более высокому росту нефтяных котировок. Первая — динамика мировой экономики. Вторая — снижение себестоимости нефти. Мы наблюдали его в 2015 году по мере концентрации на новых участках и внедрении новых технологий. Тренд продолжится, переизбыток мощностей в так называемом широком нефтесервисе просто гигантский. Третья причина — наиболее долгосрочно важная — это структурное изменение спроса. Человечество переориентируется на новые товары. Автомобилестроение постепенно переходит на производство электромобилей. В энергетике ищут альтернативные источники энергии, производство нефтехимии в качестве сырья будет больше смещаться в сторону газа». (КоммерсантЪ)
О реформах
«Важно не путать институциональные и структурные реформы. Инвестклимат — это институциональные реформы. Он снижает требуемую инвестором прибыльность. Эти изменения идут и должны ускоряться. А по структуре экономики есть вопрос: мы чего хотим — потребить больше сейчас или в будущем» (КоммерсантЪ).
О Минфине
«Минфин хочет, чтобы люди были счастливы. Мы не политики. Наша задача — показать: вот решение, у него есть плюсы и минусы, вот другое решение — у него другие. Решений только с плюсами не существует. Хотите рост — пожалуйста, высокое потребление здесь и сейчас — пожалуйста. Но все вместе и сразу не получится. Чудес не бывает» (КоммерсантЪ).
О том, когда Россия выйдет из кризиса
Пообщаться с Максимом Орешкиным удалось представителям ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума. Журналисты поинтересовались, когда же России ждать выхода из кризиса. Орешкин в свою очередь отметил, что это может случиться даже в этом (2016-м) году.
«Такого сценария мы не исключаем. Но всегда есть ряд неопределенностей. Нельзя с уверенностью говорить, что внешняя среда останется настолько же позитивной, насколько она есть сейчас. Нефтяные котировки могут снизиться, с мировым экономическим ростом могут быть проблемы. В целом темпы (роста экономики РФ – прим. ред.) в этом году ожидаются около нулевой отметки, таким образом, если внешняя ситуация будет чуть лучше, мы получим положительное влияние, если будут какие-то шоки – может быть негативное влияние. Спад закончился, но насколько мы возвращаемся к росту – это вопрос дискуссий».
О рубле
Журналисты ТАСС также вспомнили высказывание министра финансов о том, что укрепление рубля невыгодно властям. Это заявление они попросили прокомментировать Максима Орешкина.
«Наша задача - уменьшить влияние внешней волатильности на внутреннюю экономику. Это не только вопрос курса рубля, а также вопрос динамики цен, спроса, выпуска, бюджетных расходов и т. д. Если посмотреть на курс за последние 10 лет, то вслед за ростом цен на нефть у нас произошло очень серьезное укрепление реального курса рубля. Одна из задач бюджетного правила – убрать влияние колебаний цен на нефть на внутреннюю динамику. Это позволит сделать динамику реального курса рубля более предсказуемой. Курс рубля не цель, это часть пакета стабилизации всех экономических показателей».
О санкциях
«Наиболее негативное влияние санкции оказали на российский финансовый сектор. В период их действия Россия была вынуждена выплатить 200 миллиардов долларов внешнего долга. Причем это не был государственный долг, поскольку ВВП в период его накопления составлял порядка 10%. Это были долги российских компаний, и они сейчас они успешно погашены. Это все уже позади», - отметил Максим Орешкин в беседе с представителями World Economic Forum.
Стоит отметить, в интернет-источниках, в том числе на «Википедии» биография Максима Орешкина написана весьма сухо. Известно, что новому министру экономического развития 34 года. В 2004 г. окончил магистратуру ГУ-ВШЭ по направлению «Экономика». С 2002 по 2006 гг. занимал различные должности в Центробанке РФ, с 2006 по 2010 гг. работал на руководящих постах в Росбанке, с 2010 по 2012 г. руководил аналитическим блоком по России и СНГ в банке «Креди Агриколь», в 2012-2013 гг. был главным экономистом по России в «ВТБ Капитале». В 2013 г. стал директором департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина, а в марте 2015 г. стал заместителем главы ведомства.
Напомним, должность руководителя Министерства экономического развития Максим Орешкин получил после того, как предыдущий глава ведомства Алексей Улюкаев был отправлен в отставку в связи с открывшимися коррупционными подробностями его деятельности.