Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Максима про соседа, у которого сдохла корова, остается лозунгом и эпиграфом нашей нации»

«Максима про соседа, у которого сдохла корова, остается лозунгом и эпиграфом нашей нации»
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Олигархов мы праведно ненавидим ровно по тем же причинам, что травят в деревне Томсино семью Перчиковых: 1) выделились; 2) не поделились. Точнее, поделились, но не с нами, от чего еще обиднее».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Однажды был проведен эксперимент. В клетку посадили несколько обезьян, к потолку подвесили гроздь бананов. Когда какая-то обезьяна пыталась их достать, всех обезьян поливали водой из шланга. Постепенно обезьяны всё поняли, попытки достать бананы прекратились. Тогда одну из обезьян из клетки убрали, запустив на ее место новенькую. Она, разумеется, тут же потянулась к бананам. И была побита товарищами по клетке, которые не хотели снова сидеть мокрыми. Заменили еще одну обезьяну, результат тот же. Наконец, в клетке не осталось ни одной обезьяны из тех, что поливали водой. Но когда обезьяну из этой, скажем так, общины, меняли на новую и она лезла за бананами, ее били. Это все, что нужно знать о том, что такое «традиции», «община» и как это работает.

В частности, традиция «не высовываться».

А теперь история.

В деревне Томсино Псковской области жила-была девочка с именем как у героини детской книжки: Тася Перчикова. Может быть, она все еще там живет, а может быть, они с матерью уже уехали, потому что жить им там стало плохо.

А случилось вот что: девочка, в полнейшем соответствии с патерналистскими традициями нашей страны, написала письмо царю Президенту. Она пожаловалась на то, что единственную школу закрыли, у мамы, которая работает санитаркой, очень низкая зарплата, и попросила царя Президента помочь: «Я маму очень люблю, — писала Тася Путину. — Пожалуйста, подарите моей маме мотоблок и минитрактор. Он очень нам нужен. У нас было бы больше грядок. И маме меньше пришлось бы работать лопатой после дежурств, почти до потери сил». 

Из администрации царя Президента письмо переслали в администрацию губернатора Псковской области. Но это история не про черствых чиновников, которые помочь семье Перчиковых материально никак не могли: у тех прописка в Питере.

Но зато про Тасю и ее маму написали на сайте «Радио Свобода» (издание внесено в список иноагентов в России). И вот тут-то история и началась.

Перчиковым пошли посылки с вещами и деньги, набралось примерно 90 тыс. руб. Они купили технику для огорода, одежду, учебники, лекарства. А фонд «Земляки» подарил Тасе ноутбук.

Односельчане вынести всего этого не могли.

С Перчиковыми перестали разговаривать, стали относиться к ним как к врагам, начали оскорблять. Про то, как у Таси, которой 12 лет, выманили фотографию, где она голая, и раскидали по пабликам, сами ищите в интернете. Происходящее в деревенских головах исчерпывающе передает вот эта цитата односельчанина из «Медузы» (издание внесено в список иноагентов в России):

Эта Ленка (мать Таси – Е.Е.) рассказывает журналистам, что получает в больнице 5600 в месяц, — объясняет он. — Ну и что? Моя жена получает столько же, но что-то нам трактора и ноутбуки в подарок не присылают из-за этого. А у этой хватает наглости просить что-то. Ладно, тебе подарили что-то — так нужно быть человеком, делись с соседями! Тебе что, одной эти деньги нужны? Возомнила о себе невесть что! Нам всем сейчас тяжело живется.

В чем провинились Перчиковы перед общиной? Они «высунулись». Попросили помощи, и, что гораздо хуже, получили ее. Стали не как все, которым тоже тяжело живется, на такую же маленькую зарплату. Да еще и не поделились, поровну распределив полученные подарки и вернувшись, таким образом, к статусу «как все».

Искусство не высовываться, быть одинаковыми, воспитано в нас не то что годами: столетиями. Национального менталитета не существует, но если бы был, это было бы его основой, главной нашей скрепой: будь как все. Наша настоящая историческая ценность — это сельская община, большую часть существования государства российского бывшая основной формой организации населения.

Община — это когда все про всех все знают, когда земля общая, когда налоги платит не крестьянин, а вся община. Круговая порука, которая «мажет как копоть» (с) Комильцев), это оттуда, это юридическая формула, а не красивая фраза. Если кому-то фартило, фарт распределялся на всех. Сгорела хата: тоже отстраивали всем миром. Тех, кто пониже — поднимали, тех, кто высовывался — укорачивали.

Никакой индивидуальной жалобы условному царю крестьянин подать не мог, он для государства вообще не существовал как индивидуум, государство имело дело только с общиной.

Ну, с тех пор так и живем.

Навыки, полученные в сельской общине, которая с упоением раскулачивала выскочек после революции, были перенесены в города. Новая общность советских людей конструировалась на принципе одинаковости, по формуле: «я как весь советский народ, в едином порыве».

В моей школе, это 70-80-е годы прошлого века, учиться на двойки не давали учителя, у которых были плановые показатели, учиться на пятерки — ученики: отличников ожидало, скажем так, резкое социальное неодобрение. Тройки-четверки — нормально, золотая середина. Слово «умный» в школе, дома, во дворе я слышал только с отрицательной коннотацией.

Перестройка и все, что последовало, стало мощнейшим стрессом именно из-за внезапного возведения на пьедестал противоположного принципа: «неравенство — это правильно».

Средняя жена в СССР пребывала в просветленном спокойствии, у нее не было повода пилить мужа из-за отсутствия машины или отпуска в Турции: машин не было у большинства, а тот, кто автомобиль имел, был «заклятый враг, проклятый частный собственник» (с) Высоцкий. А в Турцию сбегали на надувных матрацах с черноморского побережья, были случаи. В 90-е целая страна была выдернута за шкирку из зоны комфорта, где и умереть с голода не дадут, отправив на работу принудительно, но и вкалывать не надо, у всех всего примерно поровну. Так что в пострадавшие от «лихих» 90-х записывайте 90% населения, чьи задницы с болью расставались с диванами.  

«Олигархов» мы сейчас праведно ненавидим ровно по тем же двум причинам, что травят в деревне Томсино семью Перчиковых: 1. Выделились. 2. Не поделились. Точнее, поделились, но не с нами, от чего еще обиднее.

Геев и прочих лесбиянок мы не любим… Стоп, на самом деле нам на них пофиг, но ровно до того момента, пока они не выпендрятся своим половым диссидентством: потому что в избе что угодно, на миру не высовываться! Делай вид, что ты как все, и делай что хочешь.

Или, извините, я о своем. Никогда не забуду, как очень и очень многие коллеги и не коллеги обрадовались, когда «Четвертый канал» купила областная власть, через щебеночный завод. А все потому, что «Четверка» позволяла себе выделываться на тему «мы здесь самые». Как не порадоваться, когда «самых» ткнули мордой в щебенку на общем уровне?

Урбанизация, казалось бы, победила в СССР в 70-х, когда количество городского населения превысило количество сельского. Жизнь в полисе предполагает терпимость к не таким, как ты, иначе помрешь от нервов. Нас из деревни вывезли, но деревня все еще сидит в нас и кудахтает всеми своими петухами.

Почему мы по опросам на 80% православные, а в церковь ходим на уровне статистической погрешности? Потому что даже в анонимном опросе зачем нам выпиливаться из общины, мы же знаем, что в нашей общине положено быть православными.

Почему мы все больше любим Сталина? Потому что нам бредится, что при нем была справедливость, то есть равенство, в нашем любимом изводе: обеспечиваемое государством путем расстрелов тех, кто отличается.

Почему на выборах власти так важно получить не 50+1 и успокоиться, а обязательно 70%, 80%, 86%? И чтобы никакого второго тура! Да потому что власть у нас истинно народная, недовышедшая из той же деревни с теми же петухами, и если не видит электорат гомогенным, начинает нервничать, как домохозяйка в СССР, увидевшая, как соседи разгружают польскую «стенку».

Так что максима про соседа, у которого сдохла корова, остается нашим лозунгом, эпиграфом и исчерпывающим описанием.

Гоните из себя деревню. Вы — горожане. Будьте разными. Петухов — в суп.

В предыдущей колонке на DK.RU Евгений Енин комментировал законы о фейкньюс и оскорблении власти: «Нельзя будет сказать: «Закон приняли тупые жопы с ушами». А похвалить депутатов: «Что за фантастические жопы заседают в нашей Госдуме!» — будет можно, поскольку это не оскорбляет, а даже наоборот».

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции DK.RU

«Максима про соседа, у которого сдохла корова, остается лозунгом и эпиграфом нашей нации» 1

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.