Малый бизнес в России стал доходнее
В России остановился спад деловой активности некрупного бизнеса, который продолжался несколько лет. Свидетельствует это, впрочем, не о восстановлении экономики, a об адаптации бизнеса к конъюнктуре.
Исследование «Тахометр малого и среднего бизнеса. Нормальная реальность» консалтинговой компании «2Б Диалог» на базе данных 1,6 тыс. субъектов МСП из Москвы и Санкт-Петербурга свидетельствует, что продолжавшийся несколько лет спад деловой активности некрупного бизнеса в первом полугодии 2017 года остановился. Однако рост рентабельности продаж говорит скорее не о восстановлении экономики, a об адаптации бизнеса к конъюнктуре в условиях санкций и ограниченности финансирования, пишет «Коммерсант».
Быть предпринимателем в Москве год от года становится все выгоднее. Так, по итогам второго квартала 2017 года сроки окупаемости бизнеса в столице составляли 0,7—10,2 года против 2,4–14,8 года в 2016 году. Показатель доходности инвестиций вырос до 0,1–1,3 руб. на вложенный рубль, вернувшись к предкризисному 2014 году, когда доходность бизнеса составляла 0,1–0,9 руб. на рубль вложений.
Самыми доходными по рентабельности (отношение прибыли к выручке) во втором квартале 2017 года были хостелы (47%), магазины одежды и обуви, автомойки с услугами шиномонтажа (45%), автосервисы (40%). При этом турфирмы показали рост рентабельности до 12% по сравнению с 4% в 2016 году из-за открытия Турции для туристов. В Санкт-Петербурге во втором квартале окупаемость и доходность бизнеса также росли.
Такая динамика рентабельности, однако, сопровождается ростом издержек предпринимателей из-за косвенных и прямых платежей и усложняющихся правил ведения бизнеса. В «2Б Диалоге» подсчитали, что на избыточную отчетность предприниматели тратят 2,2 месяца в год, а сумма издержек при ее предоставлении составляет более 530 млрд руб., или 0,6% ВВП (расчеты были сделаны исходя из данных Росстата).