«Мама всегда была против»: как молодые россияне становятся бизнесменами вопреки всему
«Мы выявили такой тренд: чем чаще мужчина меняет работу, тем скорее он начинает свой собственный бизнес». Карьеру предпринимателей определяют четыре института, которые могут и помогать, и мешать.
Предприниматели, которые начинают свое дело, зачастую сталкиваются с препятствиями вроде непонимания семьи и отсутствия полезных знакомств, но части эти же факторы стимулируют их активность. Об этом говорится в статье «Биография как «дерево выборов»: исследование жизненных траекторий молодых предпринимателей в России», подготовленной учеными ВШЭ Елизаветой Полухиной и Анастасией Пойловой.
Карьеру предпринимателей определяют четыре института социализации: образование, семья, социальное окружение и профессиональный опыт. Причем они могут как помогать, так и мешать в бизнесе, выявили исследователи. Так, многим из опрошенных учеными молодым бизнесменам приходилось сталкиваться с недовольством родителей, которые считали бизнес опасным и рискованным делом, нестабильным и «бесполезным» занятием, а также источником «быстрых и нечестных денег».
Мама всегда была против моей идеи поехать в Москву, в США, в Китай. Она хотела, чтобы я сидел в Брянске и ничего не делал, — приведены слова 24-летнего бизнесмена.
Другой 29-летний предприниматель из Москвы отметил: его родители все еще думают, что он занимается «какой-то ерундой». Зачастую скепсис и недовольство семьи подталкивают молодых бизнесменов к развитию, даже если их первые проекты заканчиваются неудачей. Впрочем, иногда родители поддерживают деловые начинания своих детей — как правило, это в большей степени касается женщин.
Мужчины и женщины, занимающиеся бизнесом, разошлись в оценках роли образования для карьеры. Так, первых больше интересовали полезные связи, поиск единомышленников и самообразование, а вторых — непосредственно прилежная учеба, которая, как они считают, затем помогла им начать бизнес. Кроме того, уроженцы небольших городов считают образование способом нарастить свой человеческий капитал (знания и навыки), а жители мегаполисов больше видят его как способ расширить круг друзей и знакомых.
Исследователи также отмечают: «Чем чаще мужчина меняет работу, тем скорее он начинает свой собственный бизнес». Некоторые молодые бизнесмены занялись предпринимательством еще в школе или на первом курсе вуза. Иногда они сочетают несколько сфер и легко переключаются между ними, и достигают успеха зачастую после нескольких неудач.
Всего ученые выделили четыре типажа предпринимателей, в зависимости от пола, места рождения и ценностных установок. Мужчины делятся на «Последователей» и «Борцов». Первые — выходцы из больших городов, которые отчасти следуют примеру успешных предпринимателей. Вторые — уроженцы малых городов, которые бросают вызов среде, в которой росли, в том числе родителям. Они делают ставку на развитие социальных связей. Среди женщин выделяют амплуа «Авантюристок» — предпринимательниц из больших городов, которые ищут «самую интересную карьеру», и «Тружениц» — женщин из малых городов, которые хорошо учились и считают, что для успеха в бизнесе нужно много работать.
В 2016 г. предприниматели составляли более 11% населения России в возрасте 18-64 лет. Это вдвое больше, чем в 2006 г. — тогда среди трудоспособных граждан было всего 5,3% бизнесменов. Преобладают среди предпринимателей начинающие, которые владеют своим делом мене 3,5 лет, и среди них больше всего людей в возрасте 25-34 лет. Ученые также отмечают, что бизнесмены делятся на две категории: добровольные и вынужденные, которые занялись своим делом в результате увольнения или нехватки денег.