Маркетинг - в массы!
Елена Блехарская бизнес-консультант, руководитель проектов по оргразвитию и постановке маркетинга консалтинговой компании «РОСТ ЭМ» Несколько лет назад после повального создания на предприятиях м
Елена Блехарская
бизнес-консультант, руководитель проектов по оргразвитию и постановке маркетинга консалтинговой компании «РОСТ ЭМ»
Несколько лет назад после повального создания на предприятиях маркетинговых служб и приема в штат дипломированных маркетологов наступил период, как говорят, разочарования в классическом маркетинге, продолжающийся до сих пор. Сотрудники маркетинговых отделов промпредприятий или маркетологи в малых фирмах нередко существуют как бы отдельно от основных коммерческих структур компаний. Исследования рынка идут своим чередом, а продажи, сбыт, обслуживание клиентов осуществляются накатанными приемами по сложившимся некогда каналам.
К сожалению, руководители компаний часто забывают, для чего создавались отделы маркетинга, и маркетологи становятся самодостаточным звеном с собственным планом работы, показателями эффективности, системой премирования. Однако все это абсолютно не имеет значения, если маркетинг как деятельность не встроен в один из основных бизнес-процессов предприятия.
Новое и неизвестное в нашем восприятии часто получает две полярные оценки: либо полной ненужности, либо сверхценности. Истина же, как обычно, находится посередине. Так и с маркетингом. В нем нет ничего нового, как равно и ничего сложного. Маркетинг — всего лишь средство приспособления компании к изменяющимся рыночным условиям.
Чтобы отдел маркетинга компании не превратился в поставщика бесполезных и беспредметных пачек схем и графиков, необязательно его рассредоточивать по разным углам фирмы. Вписывание маркетолога в каждое подразделение предприятия не обеспечит эффективной работы сотрудников. Например, непонимание между отделом продаж и отделом маркетинга — это война армии куриц с полчищами яиц. Бессмысленная, иными словами, бойня. Можно, конечно, верить, что после создания объединенного подразделения маркетинга и продаж менеджеры начнут слушаться маркетологов, а те, в свою очередь, займутся «заземленными» исследованиями реальной ситуации на конкретном рынке. Но опыт подсказывает, что это не так. Критерий профессионализма таков: если маркетологи претендуют на роль Наполеонов, то первым делом они должны уметь продать свой продукт тому же отделу продаж. Если они этого делать не могут — зачем нужны такие маркетологи?