Мебельный ритейл - 17.04.2006
Для активного роста рынка мебельного ритейла Екатеринбурга складывается благоприятная конъюнктура: по оценкам игроков, повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и
Для активного роста рынка мебельного ритейла Екатеринбурга складывается благоприятная конъюнктура: по оценкам игроков, повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и офисного назначения способствуют увеличению оборотов рынка на 15-20%. Основная конкурентная борьба разворачивается за потребителей среднего класса.
ЭКСПЕРТЫ
Алла Забровская - PR-менеджер IKEA Russian
Александр Каштанов - директор мебельной студии «Граффо»
Андрей Козлов - генеральный директор мебельной компании «Евро-Офис-2000»
Сергей Колясников - директор компании «Феликс»
Петр Кузнецов - директор по развитию мебельного центра «Галерея 11»
Вадим Митрофанов - председатель совета директоров группы компаний «Элекком»
Андрей Мухин - заместитель директора компании «Фолис»
Александр Потапов - директор компании «Союз Арендаторов»
Аркадий Поторочин - директор компании «Центро-мебель»
Александр Черкасов - директор УК мебельного центра «Восточный»
Ирина Ямаева - заместитель директора по административной работе мебельного центра «А2»
***********************************************************************************************************************************************
Насколько увеличится количество торговых площадей для мебельщиков?
Как делят рынок офисной мебели федеральные и местные ритейлеры?
Какой сегмент домашней мебели растет наиболее быстрыми темпами?
*********************************************************************************************************************************************
Рынок мебельного ритейла в Екатеринбурге, как отмечают игроки, сформировался во всех сегментах. На него вышли почти все федеральные компании и фабрики — производители мебели. Финальным аккордом экспансии в регион станет открытие в этом году IKEA. Новая веха в развитии мебельного рынка ознаменует, по мнению операторов, начало эпохи грамотного позиционирования сетевых ритейлеров и концептуальных мебельных ТЦ.
В ближайшие два-три года количество мебельных ТЦ увеличится в два раза
Согласно данным комитета по товарному рынку, в городе работает 340 компаний, продающих мебель, это 2% от общего числа объектов торговли с учетом арендаторов в ТЦ, ТК и рыночных комплексах. В сети специализированных мебельных магазинов входят 93 объекта, их удельный вес в непродовольственном ритейле равен 5%. Около 10% объектов по торговле мебелью — сетевые структуры, имеющие в своем составе пять и более магазинов, такие, как «Миасские кухни» — 6 салонов, «Центро-мебель» — 6 точек продаж и т. д. Многие компании включают в себя два-три объекта (МХМ, «Шатура», N. Verto и др.). За последние 1,5 года сеть специализированных магазинов увеличилась на шесть объектов (с 87 до 93).
56% ассортимента в специализированных магазинах, по подсчетам комитета по товарному рынку, занимает мебель отечественного производства, 23% — импортная. Из общего числа российских производителей, продукция которых продается в Екатеринбурге, до 50-60% приходится на городские и областные малые предприятия. В НП «Мебельщики Урала» озвучили данные, что сегодня в Свердловской области официально работают около 100 производителей мебели, 69 из них расположены в столице Урала.
Заметно увеличилось число игроков в прошлом году — почти в 3,8 раза (с 63 до 245) — в открывающихся ТЦ и ТК. В нашем городе действует пять специализированных мебельных ТЦ — «Галерея 11», «ЭМА», «А2», «Красный дом», «Полтинник». В крупных ТРК в качестве якорных арендаторов выступают сетевые мебельные ритейлеры. О своей специализации в качестве мебельного торгового центра в текущем году заявил ТЦ «Восточный». Как сообщил Александр Черкасов, директор УК мебельного центра «Восточный», идея возникла в декабре 2005 г .: «В ближайшие четыре месяца, думаю, мы полностью сформируем пул арендаторов из местных и федеральных мебельных ритейлеров. Арендаторы, не вписывающиеся в выбранную нами концепцию, не останутся на площадке «Восточного». Мы будем позиционировать себя как мебельный ТЦ для среднего класса».
В этом и следующем году количество торговых площадей для мебельщиков может увеличиться в разы. О планах расширения заявили основные операторы рынка. Петр Кузнецов, директор по развитию мебельного центра «Галерея 11», рассказал, что они реконструируют фасад и надстраивают два этажа. В результате торговая площадь центра составит 5 тыс. кв. м, общая — 14 тыс. кв. м. Затем на очереди строительство двухуровневой парковки на 200 машин. Ирина Ямаева, заместитель директора по административной работе мебельного центра «А2», также сообщила о планах строительства второй очереди ТЦ.
Как уже писал «ДК», группа компаний «Оборонснабсбыт» заявила о том, что к лету 2006 г . запустит на месте нынешнего торгового комплекса по ул. Бахчиванджи новый формат — ритейл-парк. Он будет работать как дискаунтер и станет крупнейшей площадкой в секторе строительно-отделочного ритейла Уральского региона. На пространстве, прилегающем к Новокольцовской федеральной трассе, группа компаний планирует создать 12 ТЦ площадью около 20 тыс. кв. м каждый. Общая площадь ритейл-парка по стратегическому плану составит примерно 200 тыс. кв. м. Игорь Суханов, генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт», подчеркнул, что линия мебельных ТЦ, открытие которых запланировано на лето, станет одной из крупных в Екатеринбурге розничных площадок. «В качестве арендаторов мы отбираем нишевых лидеров — им предоставляем качественное торговое пространство в раскрученном комплексе, ГК «Оборонснабсбыт» выступает в роли девелопера. Получая от нас эффективный девелопмент, инфраструктуру, высокий покупательский трафик, нишевые лидеры готовы работать в этом формате», — отметил Игорь Суханов. Причем в «Оборонснабсбыте» принципиально намерены поддерживать отечественных производителей.
Помогать местным игрокам решило и НП «Мебельщики Урала»: в 2007-2008 гг. они начнут строить в Краснолесье Региональный мебельный центр (РМЦ) общей площадью 40 тыс. кв. м. Как рассказал Александр Потапов, директор компании «Союз Арендаторов» (организация, созданная для управления РМЦ. — Прим. ред.), по требованию администрации мебельщики будут возводить ТЦ современного формата со всей сопутствующей инфраструктурой — общепитом и развлекательным комплексом. «Все здание будет в нашей собственности. Мы предлагаем для производителей и ритейлеров два варианта участия в проекте — либо купить пай ПИФа, сформированного под объект, либо выставить свою мебель. Мебельщики систему уже приняли, среди них компании «Метахим», «Долфин», «АПМ», «Мамаша Кураж» и другие, всего свыше 20 участников проекта. Они согласны на наши условия. Ассортимент ТЦ будет подбираться с ориентацией на товарное предложение якорных арендаторов. Нашим клиентом станет средний класс», — подчеркнул г-н Потапов.
Знаковым событием для мебельщиков станет открытие в октябре текущего года ТЦ «Мега» площадью 28 тыс. кв. м шведского ритейлера IKEA. Как заметили участники рынка, несмотря на увеличение мебельных торговых площадок, этап жесткой конкуренции еще не наступил. Ирина Ямаева: «Во-первых, ТЦ расходятся в ценовых сегментах. Во-вторых, каждый мебельный центр работает на свою торговую зону. Среди наших покупателей 60% — жители Ботаники, 40% — других районов города и области. Думаю, аналогичная ситуация и у остальных мебельных ТЦ. Что касается IKEA и РМЦ, то они вряд ли смогут удовлетворить столь разнообразный спрос горожан, но какой-то процент покупателей на себя все же перетянут. Один из минусов IKEA в том, что они предлагают стандартную мебель, а клиенту, как правило, нужна мебель, отличная от выставочного образца — другого цвета, размера и т. д. «Мебельщики Урала» будут выставлять мебель только наших производителей, а учитывая наличие категории покупателей, которые по-прежнему не доверяют отечественным маркам, предпочитая иностранные, можно предположить, что и они не смогут удовлетворить всех потребителей». Петр Кузнецов уверен, что на рынке могут одновременно уживаться и концепции, ориентированные на узкий сегмент, и уникальные дизайнерские решения, и ТЦ, удовлетворяющие массовый спрос: «Успех работы площадок зависит от грамотного позиционирования и качественного управления, и неважно, сколько там арендаторов — сто или десять».
По убеждению Аллы Забровской, PR-менеджера IKEA Russian, активное поведение игроков, сформировавших широкий ассортимент товаров для дома, благоприятно как для потребителей, так и для рынка в целом: «Чем более развитым он будет, тем лучше для всех участников, поскольку основная конкуренция идет за распределение средств в потребительской корзине. Нам интересно, чтобы покупатель больше денег выделял на обустройство своего дома, чтобы эта идея заняла первое место в шкале его ценностей. И здесь предстоит серьезная работа для всех фирм, работающих в этой сфере».
Ритейлеры, торгующие домашней мебелью, делают ставку на средний класс
Рынок мягкой мебели развивается вслед за темпами роста возводимого жилья. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в Свердловской области объем введенного в эксплуатацию жилья повысился в 2005 г . по сравнению с 2004 г . на 23,6% и составил 1,1 млн кв. м. В этом году, отмечают эксперты, в Екатеринбурге планируется построить свыше 730 тыс. кв. м. К 2008 г . этот показатель будет около 800 тыс. кв. м, что почти на 25% превышает показатель 2005 г . и в 2 раза больше данных 2004 г . Как оценивают игроки рынка, сектор домашней мебели увеличивается в среднем на 15% в год, объем рынка приближается к 3 млрд руб. Особенно динамично развиваются сегменты среднего и высокого ценового уровня. Аркадий ПОторочин, директор компании «Центро-мебель», полагает, что рынок мебели экономкласса в городе уже сформировался. Сегодня он поделен между «самостоятельными» магазинами и отделами в ТЦ. «Многие отечественные фабрики открывают свои региональные склады и стремятся заниматься розницей. Это уже вторая попытка экспансии в наш город. Первая в отсутствие внятной розницы была не очень удачной», — отмечает г-н Поторочин. Среди крупных игроков в сегменте экономкласса — сети магазинов «Центро-мебель», «Клен», «Кедр», «Томек» и т. д., мебельный центр «ЭМА», ТЦ «Полтинник» на Химмаше. Что касается других ТЦ, то во многих из них видна тенденция к переходу на более высокий ценовой уровень. «В нашем центре арендаторы, предлагающие мебель экономкласса, составляют 20% от общего числа. Безусловно, сегмент мебели среднего класса развивается интенсивнее. Покупатели все больше отдают предпочтение дорогой и качественной мебели, зачастую используя кредитные средства. Но экономкласс востребован, поэтому мы и не убираем из своего ассортимента товары данного ценового уровня», — рассказывает Ирина Ямаева. Как считает Аркадий Поторочин, сегодня изменился подход к выбору мебели: если раньше предпочитали функциональность, то теперь в основном при выборе ориентируются на организацию пространства. «Мы, определив привлекательность и рост среднего ценового сегмента, в этом году открыли во второй очереди ТЦ «Сибирский трактъ» мебель-маркет «Элефант», представив экспозицию на 1,2 тыс. кв. м», — рассказывает г-н Поторочин. Компания «Фолис» (сети магазинов «Новая Квартира» и «Офис-комплект») запустила проект специализированного мебельного центра для среднего класса на Ботанике — «Мартин-мебель». Андрей Мухин, заместитель директора компании «Фолис»: «Магазин работает под лозунгом «Новый способ покупать мебель». На 3 тыс. кв. м сделали экспозицию готовых интерьерных решений». По словам г-на Мухина, доля покупателей миддл-класса постоянно увеличивается: если два года назад к этому слою населения относили клиента с уровнем дохода 7 тыс. руб. на члена семьи, то сейчас этот показатель в среднем равен 20 тыс. руб. «Рынок домашней мебели активно сегментируется, и идут работы над привлечением потенциальных заказчиков», — рассказал Андрей Мухин.
Сегмент домашней мебели премиум-класса развивается по своим законам. Новые игроки здесь прибавляются медленно. В основном это компании, начавшие работать около 5-10 назад — «Торкетти», «Бабушкин комод», «День и Ночь», «Мебель как искусство» и т. д. Тем не менее, считает Вадим Митрофанов, председатель совета директоров группы компаний «Элекком», в сегментах среднего и выше среднего уже ужесточается конкуренция. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, появляются новые игроки — частные дизайнеры, предлагающие не только то, что есть в магазинах города, но еще и товары из ассортимента московских компаний. Вторая причина — в премиум-сегмент стали проникать компании, которые продают отделочные материалы высокого уровня. Характерная особенность местного рынка в этом классе — отсутствие федеральных игроков. Как подчеркивает Александр Каштанов, директор мебельной студии «Граффо», этот мебельный сегмент заполнен на 95%, почти все известные мировые бренды на нем представлены. Порог вхождения на рынок достаточно высок — многое зависит от специфики выбираемых брендов, от отношения к построению экспозиции в шоу-румах, от затрат на подготовку специалистов, от опыта руководителей фирм и от других моментов, каждый из которых влечет за собой те или иные вложения. Совокупно все игроки, оценивает г-н Каштанов, продают мебель премиум-класса на $0,5 млн в месяц. Александр Каштанов предполагает, что в 2007 г . показатель может достигнуть $1,5-2 млн в месяц, а рост рынка составит 40%. Этому будет способствовать в том числе и развитие коттеджного строительства — уверен Александр Потапов.
По мнению Вадима Митрофанова, в Екатеринбурге мебельный бум в сегменте среднего класса случится при условии увеличения объемов вводимого жилья в разы и популяризации потребительского кредитования на эти продукты. Ажиотажного роста рынка можно ожидать уже через два-три года.
В сегменте офисной мебели растет стоимость рабочего места
Как оценил Вадим Митрофанов, объем екатеринбургского рынка офисной мебели — не менее 1 млрд руб. в год. Игроки отмечают его рост и увеличение потребительского спроса на фоне активного строительства офисных зданий. Сергей Колясников, директор компании «Феликс», сообщил, что рынок ежегодно растет на 14-15%. За последний год, подчеркивает г-н Колясников, крупные федеральные производители и продавцы офисной мебели, такие как «Дэффо», «Камбио», «Крафт», «ЮНИТЕКС» и др., укрепляли свои позиции на местном рынке. «Прирост в нашей компании за 2005 г . оказался 30%. Для нас это существенный показатель», — сообщил г-н Колясников. Среди местных производителей и продавцов наиболее крупные игроки — «Респект», «Евромебель», «Лиал», МДФ, «Офис-комплект», «Элекком», «Эос-мебель» и др. В городе постоянно возникает много производителей офисной мебели, поскольку технология производства не слишком сложна, всего в этом сегменте работает около 100 компаний — отметил г-н Митрофанов. «Доля местных игроков очень велика. Федеральные операторы несут с собой культуру бренда. Это влияет на продажи, особенно если речь идет о тендере, например, крупного банка. Но успешно конкурировать с ними можно. Рецепт прост: производить качественный продукт, следить за ценой и выстраивать корпоративную культуру», — поделился опытом Вадим Митрофанов.
Главной тенденцией на рынке офисной мебели стало снижение доли экономкласса и смещение спроса в сторону мебели более высокого ценового уровня. Это объясняется изменением подхода к потреблению мебели — полагает Сергей Колясников: «Если два года назад при оценке поставщика в первую очередь обращали внимание на цену, то теперь к цене добавились качество, надежность поставщика и условия гарантии. Ожидается, что в этом сегменте скоро появится оперативная офисная продукция из Китая. На уровне спада спроса с приходом серьезного игрока кому-то придется исчезнуть с рынка».
Показатель увеличения спроса на мебель среднего ценового уровня — повышение стоимости рабочего места. Андрей Мухин: «Если в сегменте оперативной мебели изменения в цене незначительные, то на кабинеты для менеджеров среднего звена спрос вырос на 30%, а цена — в полтора раза». Сергей Колясников констатирует импортозамещение в этой ценовой категории: «Раньше кабинетная мебель была почти вся импортной и дорогой, теперь она качественного российского производства и более доступна. Сегодня в этой нише идет конкуренция на уровне брендов отечественных производителей».
Сегмент офисной мебели премиум-класса консервативнее, и значительных изменений на нем не происходит. Среди компаний, работающих в этой ценовой категории, — «Элекком», «Эос», «Торкетти», «День и Ночь» и т. д. В отличие от миддл-сегмента, где доминирует продукция отечественных фабрик, в верхней нише доля импорта близка к 100%. Как отмечает г-н Колясников, лидеры здесь — испанские и итальянские фабрики. У ритейлеров ассортимент часто пересекается, и нередко поставщика выбирают по уровню услуг. Андрей Козлов, генеральный директор мебельной компании «Евро-Офис-2000», полагает, что мебельные фирмы будут развиваться по пути предоставления сопутствующих услуг, таких как выезд менеджера к клиенту для демонстрации образцов продукции и замеров помещения, бесплатный дизайн-проект, бесплатная доставка и сборка мебели, комплектация помещений под ключ.