Медники объединили информационные активы
Свой первый медиаактив УГМК приобрела в 2000 г., выкупив телекомпанию «АТН» у банка «Северная казна». Сделка свершилась накануне выборов в областное Законодательное собрание. Вслед за АТН медный ги
Свой первый медиаактив УГМК приобрела в 2000 г., выкупив телекомпанию «АТН» у банка «Северная казна». Сделка свершилась накануне выборов в областное Законодательное собрание. Вслед за АТН медный гигант купил у Игоря Мишина газету «Подробности». Во время скандала вокруг Кыштымского медеэлектролитного завода внимание УГМК привлек челябинский еженедельник «Деловой Урал», вскоре он сменил собственника и переехал в Екатеринбург. Акции последнего актива — телекомпаний «10 канал» — компания купила у Павла Федулева уже в этом году. Наблюдатели связывали это приобретение с губернаторскими выборами 2007 г.
Холдинговую структуру из подконтрольных СМИ стали формировать еще летом. Новое объединение — «Управляющая медиакомпания» — начнет активно продвигаться на рынке уже до конца года под маркой «Медиаком».
Базой для создания новой структуры выступила телекомпания АТН. Это наиболее прибыльный медиаресурс УГМК, обладающий хорошим кадровым потенциалом и собственной производственной базой. Возглавил медиакомпанию генеральный директор АТН Олег Ракович. По его словам, сейчас перед холдингом стоят две задачи — выстроить правильную управленческую вертикаль, которая исключит дублирование функций, и упростить взаимодействие с рекламодателями. «Медиаком» построен по тому же принципу, что и лидеры местного рекламного рынка — «Рубин» и «Телец».
Специалисты сомневаются, что «Медиакому» удастся полностью преодолеть влияние УГМК и стать настоящей бизнес-структурой. Михаил Нелюбин, генеральный директор «Коммерсантъ» в Екатеринбурге»: Идеологические цели холдинг все равно будет преследовать. Промышленники относятся к СМИ как к своей собственности, которая должна работать на них. Если позиция УГМК не изменится, то холдинг так и останется инструментом влияния. Главный редактор журнала «Эксперт-Урал» Виктор Белимов считает, что было бы странно, если бы холдинг был полностью свободен от идеологических установок, СМИ могут быть прибыльными сами по себе, и собственники понимают это. Объединение, по мнению г-на Белимова, может реально повысить капитализацию активов. Николай Ульянов, генеральный директор газеты «Деловой Урал»: Не имеет смысла держать медиаактивы только ради славословий в собственный адрес — это слишком дорого. В городе достаточно другой прессы, которая способна свести все усилия на нет, а УГМК сама весьма интересная компания — о ней и так будут писать.
Рекламный рынок появление новичка воспринял без опаски. Генеральный директор телекомпании «4 канал» Вячеслав Луговых вообще узнал о готовящемся выходе на рынок нового холдинга только от корреспондента «ДК». По мнению Натальи Ярошенко, руководителя рекламной службы «Рубин», крупным игрокам новая структура не угрожает. Хотя, по ее словам, определенное перераспределение на рынке телевизионной рекламы может произойти, в том числе за счет доли «Рубина». Михаил Нелюбин: Сейчас доля АТН не велика, но у них собственная производственная база и хороший кадровый потенциал, если хватит денег и терпения, то канал расцветет.
«Время одиночек проходит»
Олег Ракович, генеральный директор телекомпании АТН:
— Какой смысл телекомпаниям объединяться с такими довольно малозаметными на рекламном рынке газетами, как «Деловой Урал» и «Подробности»?
— Сейчас это хорошо спозиционированные, нишевые издания. Достоинства «Делового Урала» в том, что газета популярна и востребована в Челябинской области, «Подробности» летают на всех рейсах «Уральских авиалиний». Тот же толстый и глянцевый UAM кормится только с этой аудитории. То, что газеты не раскручены с точки зрения «брендирования», не страшно — это следующий этап. Когда на рынок пойдет «Медиаком», он как паровоз потащит за собой все четыре СМИ: по маркетингу, качественным характеристикам. Сегодня мы отформатировали сетку обеих телекомпаний, четко знаем, что такое АТН, а что «10 канал». У нас новости выходят в разное время, мы развели фильмы, чтоб не сталкивать аудитории. Наладили работу рекламной службы уже в рамках двух каналов. Все по плану идет. Нельзя было все бросить и заниматься газетами. Мы выстроили каналы, и приток рекламы резко увеличился. Не могу назвать абсолютную цифру, но в разы — точно. При том что конкуренция очень высока. Дойдет очередь и до газет.
— Форматы СМИ будут меняться?
— Есть естественная эволюция — для удержания аудитории, резкой ломки не будет, в первую очередь по кадровым причинам. Хороших журналистов на рынке катастрофически мало, жуткий дефицит. Если придет хотя бы 10 звезд, которые смогут делать другое телевидение, или в газету пять репортеров, умеющих писать, тогда другой вопрос.
— Ограничится ли холдинг только названными СМИ?
— Пока состав подобран по принципу единого собственника, но уже сейчас ведутся переговоры с другими СМИ, которые хотели бы войти в холдинг, чтобы вместе двигаться на рекламном рынке. Время одиночек проходит. Отдельному телеканалу очень тяжело удержаться и заработать прибыль. «10 канал» после появления холдинга сократил текущие затраты в два раза, АТН примерно также.
— Как строятся взаимоотношения с УГМК?
— Со стороны акционеров есть интерес. Инвестиций в виде «нате вам, ребята-журналисты, денег бесплатно» нет ни копейки! Есть тщательное, совместное продвижение, в первую очередь, социально-ориентированных проектов акционеров. СМИ — не профильный бизнес акционеров, но отношение как к бизнесу и требования по росту доходной части соответствующие.
— Не возьмет ли заказ верх над бизнесом?
— Мы живем в интересное время, за последнее 19 лет гласности каждый год что-то меняется. И что будет через месяц или два в экономике и политике, предсказать не может никто. Чистого бизнеса нет, «ЮКОС» тому подтверждение. Мы не знаем схемы, механизма и строителей вертикали власти. Она, несомненно, «стукнет» по СМИ, это видно на примере московских каналов и радиостанций. Есть маленькие ниши для оппозиции и критики — радио «Эхо Москвы», издание «Газета» и программа новостей «24» на канале Ren-TV. Кому повезет из местных вещателей, кому «будет дозволено» быть оппозицией и свободным СМИ, сказать невозможно. Может, «Четверке», может, «Студии-41», может, АТН. Никто не знает, кто станет противовесиком к властно-пропагандистским СМИ, чтобы создавать видимость свободы слова.
— Доля АТН и «Десятки» на рынке изменится?
— Очень медленно, но будет расти. Будем постепенно отъедать у лидеров — «Тельца» и «Рубина».