Мелике Алтынышик: «Мой стиль — на пересечении природы, архитектуры и технологий»
«Роботы играют все более существенную роль в проектировании и строительстве зданий. Они могут обеспечить более системную и безопасную рабочую среду», — архитектор Мелике Алтынышик о городах будущего.
Мелике Алтынышик — основатель и руководитель турецкого архитектурного бюро Melike Altınışık Architects. Работы Мелике получили множество престижных наград, включая Europe 40 under 40, FEIDAD Design Award 07 и Swiss Art Award. Именно по её проекту строится Музей Роботов в Сеуле, одной из главных особенностей которого является то, что на всех этапах его строительства и эксплуатации планируется задействовать роботов, 3D-принтеры и дроны. По проекту бюро Melike Altınışık Architects строится и новая телевизионная башня в Стамбуле.
О футуристической архитектуре, умении переносить природные системы в строительство и независимости общественных пространств Мелике Алтынышик рассказала в эксклюзивном интервью в рамках подготовки к 100+ Forum Russia, который пройдёт в Екатеринбурге с 29 октября по 01 ноября 2019 года. Мелике Алтынышик станет одним из спикеров мероприятия.
—Тема 100+ Forum Russia в этом году «Город будущего». Судя по вашим проектам, вы не просто представляете этот город (гипотетически), вы его проектируете? Как рождался ваш стиль?
Мой стиль находится на пересечении природы, архитектуры и технологий. Моя цель состоит в создании диалога между ними, я убеждена, что природа - великий учитель. В MAA (Melike Altınışık Architects) мы учимся у природы и, используя технологии, применяем её принципы в архитектуре. Наше бюро развивает взаимосвязи в архитектуре с помощью использования технологических, физических и информационных инноваций. Мы черпаем вдохновение из широкого спектра источников, которые традиционно не связаны с архитектурой, таких как органические и природные системы.
— Про ваши проекты говорят, что они сочетают математику и фантастику. Вы с этим согласны?
В принципе, да. Но я бы не сказала, что наши проекты строго относятся к миру научной фантастики. Они похожи на фантастику, я понимаю, но мне больше нравится термин «футуристический» для их описания.
Математика является источником и первопричиной всего. Платон говорил, что вселенная состоит из математики, и чем лучше мы понимаем эту грандиозную игру чисел, тем лучше можем понять саму природу. Математика играет жизненно важную роль в том, чтобы расшифровать коды природы и понять, как на самом деле все устроено. Как только вы обнаружите невидимую логику в природных системах, вы сможете работать на междисциплинарных платформах. Как архитектор, который глубоко и безумно вдохновлен природой, я никогда не удивляюсь тому, что наши проекты называют очень математическими.
— Говоря о футуризме, вспоминается один из ваших самых известных проектов — Музей роботов в Сеуле. Известно, что для его создания планируется задействовать роботов, а также другие инструменты высоких технологий, могли бы рассказать подробнее?
Главная особенность музея в создании собственной вселенной для роботов и посетителей, где будут преобладать плавные и естественные формы в противовес жесткой геометрии и прямым углам. Этот язык форм, помимо содержательного аспекта, является важным инструментом проектирования и решает задачи функциональных требований, условий пространственного комфорта и физики здания, а также создает широкий спектр возможностей для связи объекта с городской средой и общественными пространствами.
Робототехника быстро меняется и развивается, она больше не ограничивается промышленным сектором или сектором услуг. Для нас особенно важно, что роботы играют все более существенную роль в проектировании и строительстве зданий, могут обеспечить более системную и безопасную рабочую среду.
В этом проекте разные типы роботов будут выполнять разные задачи.
Например, одна команда роботов, будет собирать изогнутый металлический фасад музея, экономя при этом время и деньги. Под руководством системы информационного моделирования (BIM) они будут собирать, сваривать и полировать металлические пластины. Другая команда роботов будет печатать бетон методом 3D для окружающего ландшафта. Для обследования здания, мониторинга персонала и контроля роботизированных строительных машин будут использоваться дроны.
Роль нашей компании не ограничивается проектированием. Melike Altınışık Architects будет играть важную роль в разработке информационной модели здания, которая во многом определит методологию строительства. В идеале, разработанная нами система должна позволить осуществлять полноценный обмен данными между роботами и архитектурной моделью на этапе строительства.
— Строить здание будут уже существующие роботы или их пришлось специально для этого создавать?
Существующие. Тем не менее, впервые в истории они возьмут на себя некоторые роли и обязанности, которые они раньше не выполняли. Мы увидим роботов в критически важных ролях, таких как менеджер проекта, менеджер контроля, менеджер безопасности строительной площадки и других.
— Вы неоднократно говорили, что первой выставкой музея станет сам процесс его строительства. Как это планируется реализовать на практике? Процесс строительства будет открытым? Любой сможет прийти и посмотреть, как роботы строят здание, или планируется проводить организованные экскурсии?
Да, музей робототехники (RSM) сделает свою «первую выставку» на строительной площадке. RSM станет катализатором в продвижении и популяризации науки, технологий и инноваций в Сеуле. Он будет не только демонстрировать роботов, но и отвечать за их разработку, начиная от проектирования и производства, заканчивая строительством и обслуживанием.
Сейчас слишком рано раскрывать детали первой выставки музея. Все, что я могу сказать, он будет открыт для всех, время от времени будут экскурсии. Дроны будут постоянно следить за строительной площадкой, и люди смогут наблюдать за процессом в реальном времени через большие мониторы, которые разместятся за пределами стройки.
— Еще один ваш знаковый проект — это новая телевизионная башня в Стамбуле. Назывался срок сдачи — конец 2019 года. Как продвигается строительство?
Строительство все еще продолжается. Были незначительные задержки из-за естественных причин: природа говорит последнее слово, как всегда. Телекоммуникационная система будет опробована в конце этого года. Публичное открытие назначено на начало 2020 года.
— Телебашня станет местом притяжения туристов, на это нацелено и её внутреннее наполнение и её внешний вид. Это было оговорено в условиях конкурса или это ваша идея?
Это было оригинальное условие конкурса, однако мы должны были работать с термином «туристическая привлекательность». Мы решили переопределить, как должно выглядеть и действовать общественное пространство. Я считаю, что общественные пространства в наше время должны быть независимыми и принадлежать всем в равной мере, а не какой-либо конкретной группе, они должны объединять различные сообщества и быть общим местом, где происходит настоящий разговор.
— Каково это: проектировать такие здания будущего в одном из самых старых культурных центров мира? Важно ли в данном случае вписать здание в существующий культурный ландшафт?
Башня создает ощущение движения и ритма своим силуэтом, который меняется, в зависимости от ракурса и местонахождения в Стамбуле. Она не принадлежит какой-либо стороне или части города. У нее два лица, которые названы в честь частей Стамбула, которые он объединяет — Азия и Европа. Визуал каждого лица будет определяться скоростью ветра и климатическими характеристиками той стороны, на которую оно смотрит. В некотором смысле башня является архитектурным портретом ветров Стамбула.
Природа — главный архитектор мира, и мы никогда не исчерпаем этот источник знаний. Природа всегда новая. Она восстанавливает себя каждую секунду, очень важно то, как вы смотрите на природу и как вы учитесь у нее. Я уверена, что эта башня является продолжением культурной и архитектурной жизни города.
— Проектирование телебашни высотой почти 369 метров — процесс сложный и уникальный не только с дизайнерской, но и с технической точки зрения. С какими сложностями вы столкнулись?
Процесс подъема, который занимает огромную часть строительства, очень сильно зависит от местного климата и ежедневных метеорологических условий. Ветер играет здесь главную роль. Это не только влияет на структуру и проектирование, но и определяет сроки строительства. Всего было запланировано 8 этапов подъема, каждый этап включает в себя около 3-4 уровней, каждый высотой 4,5 метра, и вес в целом около 1000-1200 тонн. Другими словами, вы можете себе представить, что на каждом этапе мы одновременно поднимали 1 000 автомобилей с уровня земли на высоту 180 метров вдоль бетонного ядра башни.
— В вашем архитектурном бюро есть свои технические специалисты, кто разбирается в самых современных технологиях или вы привлекаете сторонних экспертов?
У нас есть проектно-исследовательская лаборатория под названием MAALab в структуре MAA. Это платформа (а также физическое помещение в нашем офисе), где мы проверяем наши идеи. Это наша игровая площадка, где мы создаем прототипы. MAALab черпает вдохновение из широкого круга источников, которые традиционно не связаны с архитектурой, таких как органические и природные системы, а так же процессы создания технологических, материальных и вычислительных инноваций.
— В одном из последних постов в Инстаграм вы сравнили роль своего архитектурного бюро с ролью дирижера оркестра. Моли бы вы расширить эту мысль: кем или чем именно вы дирижируете?
Мы используем термин «архитектор» в разных контекстах чаще, чем когда-либо. Человек, ответственный за достижение определенного плана или цели, является для нас настоящим гениальным архитектором. Все начинается с идеи архитектора, а остальное приходит потом. Архитектор рисует дорожную карту, а остальные следуют по этой дороге.
— В конце октября вы прилетите в Екатеринбург на 100+ FORUM Russia. Чего вы ждете от этой поездки?
В Екатеринбурге потрясающая Авангардная архитектура во многих отношениях. Сам город всегда казался мне очень концептуальным. Это будет мой первый визит в Екатеринбург, и я в предвкушении того, что мне предстоит увидеть и исследовать.