Мэрия против компромиссов
На первом чтении в облдуме проекта областного бюджета-2010 городу удалось выиграть немного времени, заявляет Александр Высокинский, заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию,
Премьер Виктор Кокшаров предложил Екатеринбургу «жить по совести». Почему бы не пойти на компромисс?
— Мы не хотим, чтобы нас ссорили с другими городами области. И мы против уравнительной системы. Сегодня, исходя из областного законодательства, все города стоят на одном уровне. Но у нас — при всем уважении — собирают до 70% налоговых доходов региона. Нужно бороться за то, чтобы не было бедных, а не за то, чтобы не было богатых.
Поэтому ни о каких компромиссах не может быть речи. Главная причина — методология Минфина по расчету бюджета некорректна. Соглашаться даже на крошечный отрицательный трансферт при этой методологии — значит соглашаться с ней в целом. Это опасный прецедент, и его не будет. Мы доказываем свою позицию облдуме.
А вы готовы отдать меньше чем 1,7 млрд руб.?
— Нет. И вот почему. Бюджет города в 2009 г. был 18,183 млрд руб. Добавляем 12% инфляции и получаем, что на следующий год нужно порядка 20 млрд. Неналоговые доходы бюджета, от которых область хочет откусить, сократились: снизились доходы от аренды муниципального имущества, от продажи на конкурсах участков под застройку. Новых источников нет.
Выход возможен только такой: мы у области ничего не просим, будем затягивать пояса и бороться с дефицитом. Но и сами ничего не отдадим. Мы и так больше чем на 10% урезали текущие затраты. А в расходах больниц, школ и другой соцсферы остались лишь зарплата, коммуналка, медикаменты и продукты питания. Никакого развития, никакого нового оборудования и профицита — что бы ни говорили в Минфине.
Да, Екатеринбург постоянно принимает дефицитные бюджеты. И это — источник раздражения для области.
— Так делаем не только мы. Это тоже вопрос к методикам, которые применяет Минфин при бюджетировании. Показанные доходы тут же отнимает. Городам выгоднее демонстрировать, что все плохо. А развиваться невыгодно. Это принцип нормировщика в действии.
То есть?
— Когда я работал на заводе, всем рабочим в стране платили сдельно. Норму выработки устанавливал нормировщик. Допустим, я в одну смену сделал пять деталей, а в следующую — восемь. Я получу за эту смену больше. Но послезавтра нормировщик ставит восемь деталей уже как обычный план. И получается: хорошо работать — невыгодно.
Пока у нас действует принцип нормировщика, муниципалитетам нет смысла вкладывать деньги, думать о привлечении инвесторов, освобождении их от налогов, разработке эффективных схем развития градообразующих предприятий и т. д. Ведь на все это нужно потратить годы. А здесь 15 минут позора в правительстве — и все решено. Поругают-поругают — а денег дадут.
Какой выход вы видите?
— Очень простой. Нужно передавать разработку методики бюджетирования из рук правительства области депутатам облдумы. Определить минимальный уровень бюджетной обеспеченности и закрепить эти нормативы на несколько лет. Тогда дотационные города получат бонус. Если какой-то из них выдаст рост, подросшие доходы останутся ему на развитие.
Второе — запретить практику исключительных мер, вроде отрицательных трансфертов. Тогда города будут работать на будущее, а не проедать то, что удалось добыть сегодня.
А за Екатеринбургом нужно как можно быстрее закрепить статус регионального центра. Проблема, что нет позиции федералов, что такое город-миллионник. Надо, чтобы они определили параметры такого города, минимальный уровень бюджетной обеспеченности в нем. И прояснили условия, при соблюдении которых миллионник может получить деньги из федерального бюджета. Следующая серия нашей бюджетной эпопеи — научиться получать эти деньги.