«Чем больше я плачу налогов, тем больше достается моим конкурентам» — Юрий Окунев
«Если мы хотим конкурентный рынок, то на нем не должно быть государственных игроков и госфинансирования. Все должны играть по одинаковым правилам». Интервью директора «Талицкого молочного завода».
В 2010 г. Талицкий молочный завод в качестве муниципального предприятия был признан банкротом, а его имущество продано на торгах. Юрий Окунев возглавил завод и за семь лет превратил его в частное градообразующее предприятие. В интервью DK.RU г-н Окунев рассказал про конкуренцию на рынке и особенности работы с торговыми сетями.
Вы руководите Талицким заводом с 2009 г. Как чувствует себя бизнес по переработке молока сегодня?
— Сегодня очень много говорят о поддержке бизнеса. Но чем больше и лучше я работаю, тем больше я плачу налогов. Парадоксально, но тем больше денег достается моим конкурентам. «Талицкий молочный завод» является одним из крупнейших налогоплательщиков. Сумма наших выплат в государственную казну за год составляет порядка 150 млн. руб. На что идут эти деньги? Государство с наших налогов выплачивает дотации предприятиям, но оказывает поддержку выборочно.
Такой принцип распределения финансовой поддержки работает не только в нашей сфере. «Аэрофлот», например, каждый год получает дотации. Было бы логично, если бы дотационные деньги государство распределяло среди всех участников рынка авиаперевозок, но их отдают одному «Аэрофлоту». Ещё один пример - рынок мясного животноводства. Только 80 - 90% субсидий тратятся на одну компанию «Мироторг». Конечно, в таких условиях конкурировать непросто.
Если говорить о крупных уральских производителях молока, то приведу в пример «Ирбитский молочный завод» - прибыльное предприятие, расширившее линейку продукции. Мы их уважаем и дружим с ними. Но их финансируют, у них есть поддержка.
А вы не получаете поддержку от государства?
— Мы полностью частные, справляемся своими силами. Сейчас, например, нам нужно строить новый завод, модернизировать оборудование. Единственный канал, где мы можем взять деньги, — это заемные средства под высокие проценты. Но завод нам нужен, так что мы его построим.
А у государственных предприятий таких проблем нет. Если им нужны деньги, они получают субсидии и строят.
Что нужно изменить, чтобы уравнять участников рынка?
— Если мы хотим конкурентный рынок, то на нем не должно быть государственных игроков, не должно быть государственного финансирования. В бизнес-среде все должны играть по одинаковым правилам.
Государственные преференции в сторону одного предприятия в краткосрочной перспективе кажутся успешным вложением, но в долгосрочном периоде убивают и сам рынок, и предприятие. Один из показательных примеров — неоднократные финансовые вливания в Свердловские птицефабрики, что, в итоге, не дало результата. На рынок пришла мощная Челябинская птицефабрика и подвинула местных производителей.
Как стараетесь конкурировать?
— Мы развиваемся, потому что понимаем, что, согласно пословице, волка ноги кормят. Нам нужно все время внедрять что-то новое, чтобы оставаться в тренде и наращивать объемы производства. Ведь только для того, чтобы стоять на месте, нужно очень быстро идти.
В этом году запустили новую линейку — «Талицкие облака». Это термостатная продукция, которую никто больше не производит. Исключение — Danone с термостатными йогуртами, а у нас уже запущена широкая линейка: и йогурты, и сметана, и кефир.
Мы понимаем, что наше развитие зависит только от нас. В настоящее время «Талицкий молочный завод» является практически градообразующим предприятием. Мы вытягиваем всех сельскохозяйственных производителей молока Талицкого района. У них сейчас дикий рост, в районе функционирует более 19 ферм. И каждый фермер готов расширяться, увеличивать поголовье скота, автоматизировать производство, потому что они на 100% уверены, что весь надой молока Талицкий завод у них обязательно заберет. Еще в 2010 г., когда я только пришел на завод, надои в Талицком районе были на уровне 37 т в сутки, сегодня этот показатель на уровне 75 т.
Вы говорите, что приняли решение строить новый завод. Насколько местным производителям комфортно в регионе?
— У нас уникальный регион тем, что здесь очень сильны местные производители. Вимм-билль-дан закрыл завод в Первоуральске, Danone за год потерял в продажах по Свердловской области 15-20%. А мы напротив увеличиваем объемы.
Интересно, что так дела обстоят на Урале. Во всей европейской части России федеральные игроки — лидеры рынка. И только у нас в регионе местные производители победили федералов.
Не могу не спросить про взаимодействие с федеральными торговыми сетями. Как выстраиваются с ними отношения?
— Сокращение инфляции — это во многом заслуга федеральных торговых сетей. Но у них очень большие аппетиты. Сейчас практически не остается местных маленьких магазинов, и в ближайшее время, я уверен, они будут вытеснены федералами из продуктового ритейла.
Так, с открытием одной «Пятерочки» в небольшом городе закрываются 15 частных магазинчиков. А нам без конкуренции плохо, потому что когда на рынке два-три крупных игрока, они начинают диктовать свои условия, от этого в итоге страдает и потребитель, и производитель.
Наши региональные сети могли бы объединиться в цепи, как в Европе, и противостоять федералам. Но для это нужно уметь договариваться. То, что они тактически играли друг с другом, привело к тому, что стратегически они проиграли федералам.
Когда ТС «Звездный» ушла с рынка Екатеринбурга, ее руководство пыталось донести такую мысль, что в гибели местных игроков виноваты производители, которые дают скидки федеральным сетям и не готовы торговаться с местными ритейлерами. Согласны с этим тезисом?
— Смотрите, местные переработчики молока смогли отвоевать регион у федералов, как я уже сказал. То же самое могли бы сделать и ритейлеры.
Уж точно не мы виноваты в гибели региональных торговых сетей. Входные цены — что к федералам, что в местные сети — примерно одинаковы. Но вот наценки у всех разные. Местным ритейлерам нужно отслеживать ценовую политику конкурентов и где-то сдерживать аппетиты. С наценкой на продукцию в 25-30% еще можно конкурировать на рынке, но я вижу, что некоторые добавляют и больше. А покупатель всегда выберет тех, кто дешевле.
На федеральный рынок не планируете выходить?
— Я возил продукцию нашего завода на выставку в Москву. Но мне сразу сказали: москвичи этот продукт покупать не будут. Они там привыкли к другому вкусу, к ненатуральной еде и долгому сроку хранения продуктов. Плюс стоимость логистики будет просто космическая, из-за чего конечная стоимость продукта сильно вырастет. Поэтому пока будем развиваться внутри региона.