Подписаться
Курс ЦБ на 27.11
105,06
110,49

Местным столом по импортному тейблу

Рабочий аспект В последние два года рынок офисной мебели переживал свое «перерождение». Местные мебельщики повели широкое наступление на импортных производителей. По мнению президента Ассоциации «М

Мебельный рынок Екатеринбурга ежегодно растет, по оценкам его участников, примерно на 20%. Несмотря на усиление конкуренции и снижение доходности в сегментах домашней и офисной мебели, рынок еще далек от насыщения. Вскоре положительная конъюнктура может измениться: после вступления России в ВТО небольшим производителям придется объединяться, чтобы выдержать натиск со стороны крупнейших федеральных и иностранных конкурентов.

Рабочий аспект

В последние два года рынок офисной мебели переживал свое «перерождение». Местные мебельщики повели широкое наступление на импортных производителей. По мнению президента Ассоциации «Мебельщики Урала» Михаила Плышевского, раньше общая доля иностранцев на мебельном рынке составляла 60%. Сейчас они используют другую стратегию работы на российском рынке. 70% иностранных производителей мебели — в основном это Италия, Китай и Германия — инвестируют в наши фабрики, — говорит г-н Плышевский. Ведущие позиции по экспорту офисной мебели в Россию — у Италии. Как утверждают эксперты, около 25-30% иностранной мебели привозится в Россию именно из этой страны (большая ее часть — 60-70% — продукция высшего ценового сегмента). Испании, Германии, Франции, Великобритании, Польше принадлежит по 10-20%.

Более 75% всей офисной мебели, продаваемой в России, — так называемая оперативная (массовая) мебель. Обычно ее изготавливают из недорогих материалов: пластика, не самой стойкой к истиранию ткани, кожзаменителя, плит ДСП с меламиновым покрытием. В этом сегменте давно и прочно утвердились российские фабрики «Фронда», «Феликс», «Соло», «Крафт», «Юнитекс», «Шатура». На долю этих игроков приходится 80% рынка1. Главное преимущество их продукции — низкие цены. По данным исследований RBC, в западных компаниях средняя стоимость офисного кресла для сотрудника колеблется в пределах $300, в России отдают предпочтение стульям, цена которых не превышает $50.

Мебель для персонала среднего звена занимает 10-15% от объемов продаж офисной мебели в России. В этом сегменте отечественные производители также потеснили иностранных. Во многом им помог кризис 1998 г., Владимир Бахтин, коммерческий директор компании «Евромебель»: После кризиса доля иностранных игроков резко сократилась. Стало дешевле и выгоднее производить мебель здесь, чем привозить ее из-за границы. По словам г-на Бахтина, отечественные фабрики, громко заявив о себе на рынке мебели для персонала среднего звена, потихоньку начинают перебираться в следующий сегмент — мебели для руководителей. Сейчас многие российские заводы, изготавливающие офисную мебель, активно оснащаются высокотехнологичными линиями для выпуска ламината, плит МДФ (из древесной пыли) и других современных материалов. Так что отечественная мебель по своему качеству и дизайнерским решениям не уступает импортной, а стоит при этом в 2-3 раза дешевле. По некоторым оценкам, в ближайший год-два российским мебельщикам удастся захватить от 30% до 50% данного сегмента против нынешних 10-15%. Владимир Бахтин: У нас в производстве одна линейка мебели такого класса. Продукцию еще 30 фабрик мы перепродаем. 10 из этих 30 — отечественные производители.

Единственный сегмент, куда наши мебельщики практически не попадают, — элитная офисная мебель. На этом рынке оперируют не более десяти компаний. Их подход к реализации своей продукции принципиально отличается от традиционного. Если у большинства продавцов можно заказать понравившийся предмет или коллекцию в единичном экземпляре, то производители элитной мебели предлагают комплексные решения. То есть не просто подбор мебели и расстановка предметов интерьера (это предлагают практически все компании «средней руки»), но и технические решения, световое оформление, планировочные концепции пространства и т. д. Офисная мебель для этих компаний — средство для реализации комплекса задач.

Элитный кабинет директора в среднем стоит от $10-15 тыс., и нередко на его создание уходит несколько месяцев. Отечественные руководители предпочитают работать с иностранными, в основном итальянскими производителями. Впрочем, российские мебельщики и сами не стремятся на этот рынок. Владимир Бахтин: Делать мебель элит-класса невыгодно: высоки затраты на производство. Кроме того, рынок сбыта насыщен за счет иностранных фабрик. Нам проще перепродавать.

В домашней обстановке

Производители офисной мебели — не первые, кто смог серьезно потеснить иностранцев на местном мебельном рынке. Вначале это удалось сделать фабрикам, выпускающим мягкую мебель для дома. Отечественный рынок бытовой мебели, по оценкам заместителя директора по производству фабрики «Респект» Андрея Рябушева, ежегодно растет на 25-30%. В 2003 г. в России мебели для дома продали на сумму $1,9 млрд — на 16% больше, чем в 2002 г. Виталий Григор, директор направления «Фабрика Маэстро» ООО «Элекком МКИ, Фабрика Маэстро»: В 2000 г., когда мы заходили на рынок, игроков было меньше, а спрос — ниже. Сегодня на екатеринбургском рынке мягкой мебели пять серьезных игроков. Люди готовы платить за качество, и это подталкивает мебельщиков выходить на цикличное производство.

Линейки бытовой мебели стали предлагать и некоторые фабрики, выпускающие офисные столы и стулья. Андрей Рябушев: Мы всегда делали только офисную мебель, но вот уже год как начали создавать корпусную мебель для дома. И хотя сегодня доходность этого рынка не так привлекательна, как несколько лет назад, но, на наш взгляд, бытовой мебели в наших магазинах представлено мало. В основном это продукция польских, белорусских и крупных московских фабрик.

Иное мнение у Виталия Григора. По его оценкам, объемы производства на екатеринбургском рынке мебели для дома отстают лишь от московских и питерских. Местные мебельщики работают в среднем ценовом сегменте, конкурируя, главным образом, со столичными компаниями. Виталий Григор: Изначально мы ориентировались на немецких и итальянских производителей. Сейчас те, кто выходят на рынок, ориентируются уже на нас. Тенденция имитации достаточно сильна, но мы относимся к этому спокойно. Мы считаем себя лидерами на рынке, и нет ничего страшного, что нас копируют.

В последнее время в сегменте мебели для дома четко выделилось направление роизводства кухонь. Елена Шубникова, директор сети магазинов «Мамаша Кураж»: Рынок определенно находится в развитии. По нашим оценкам, он растет ежегодно на 20%. Связано это, в первую очередь, с высокими темпами строительства жилья. По нашим исследованиям, большинство клиентов заказывают кухни в новые квартиры. Екатеринбургский рынок кухонь Елена Шубникова оценивает в $12 млн в год. Средняя доходность «кухонного бизнеса» равна 10%. В ближайшие три года темпы роста несколько замедлятся, прогнозирует г-жа Шубникова. С ней соглашается и Виталий Григор: Рынок кухонь близок к стадии насыщения. Скоро он стабилизируется, доли будут поделены. Сегодня цена выхода на рынок очень высока.

Максимальный спрос приходится на мебель низкой и средней ценовой категории — кухонные гарнитуры по цене от $250 до $700 за погонный метр ( гарнитур на 8-метровую кухню будет стоить порядка $1,5-2,5 тыс.). Такой товар предлагают в основном местные мебельщики. Невысокую цену они могут держать за счет практичных дизайнерских решений без излишеств, традиционных материалов и скромной фурнитуры. При использовании импортных комплектующих цены, соответственно, повышаются. Директор фирмы «Урал-Стадис» Александр Архипов отмечает, что в последнее время в среднем ценовом сегменте укрепились позиции иногородних фабрик — Миасса, Челябинска, Магнитогорска, Москвы. Предложение на рынке кухонь сейчас превышает спрос. Небольшие предприятия выживают за счет того, что клиенты еще клюют на низкие цены. Некоторые фирмы открывают несколько салонов по городу, за счет этого увеличивают объемы и оборот производства. Но при больших объемах фабрика просто не может делать качественную мебель! — полагает г-н Архипов.

Что касается элитных кухонь, то здесь лидируют итальянцы и немцы, — например, компании Rot Punk, Sachsen Kuchen. Стоит их продукция от 5 тыс. евро за погонный метр. Средняя кухня обходится в 20 тыс. евро.

Еще одна тенденция рынка — рост популярности встроенной мебели. Наряду со шкафами-купе встраивают практически любую корпусную мебель. Это позволяет экономить пространство, сглаживать дефекты планировки, помогает выполнять определенные дизайнерские задачи — например, зонировать помещение.

Среди местных производителей встроенной мебели наиболее заметные компании — «Мистер Дорз», «Стенли», «Кардинал». В производстве они используют импортные материалы и фурнитуру, поэтому цена их продукции довольно высока — от $300 за погонный метр (примерно $1,3 тыс. за встроенную стенку). В низшем ценовом сегменте ($200 за шкаф) первенство оспаривают отечественные фабрики с производителями из Восточной Европы и стран СНГ. В средней ценовой категории довольно сильны позиции «Шатуры», «Альянса», «Невы», компаний «Мебель Черноземья» и «Фейга». Елена Шубникова: Рынок шкафов-купе растет быстрее, чем рынок кухонь, потому что пока он менее насыщен. В прошлом году он вырос на 40%, в этом мы прогнозируем снижение до 30%. Встроенные шкафы постепенно вытесняют пристенную мебель. По оценкам г-жи Шубниковой, объем рынка шкафов-купе в Екатеринбурге — $6 млн в год.

Постепенное насыщение рынка заставляет производителей переквалифицироваться, открывать новые линии и расширяться. Раньше были выгодны небольшие производства, сейчас же высокие арендные ставки и налоги делают их нерентабельными. Выживают на рынке только те, кто объединяются. 50-60% всего мебельного производства Германии и США выпускают небольшие предприятия. У нас же 60-70% производимой мебели приходится на долю крупных игроков, — считает Михаил Плышевский. По его мнению, в ближайшие годы до 70% предприятий по производству мебели закроются, не выдержав конкуренции, после вступления России в ВТО.

Обратная связь: ryabova@apress.ru 

1 Данные компании «Про-Инвест Консалтинг», которая при поддержке Рейтингового Агентства «Эксперт РА», проводила собственное исследование мебельной отрасли России за период с 1998 по 2003 гг.

 

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.