Метите в боссы? Готовьтесь к скуке, игре в детектива и нелюбви всех вокруг
Руководящие должности манят людей. Кажется, что это и есть признание достижений и талантов. Почему же тысячи отличных специалистов счастливее без тех самых «возможностей начальника»? Объясняем.
Многие считают, что на вопрос «Хотите ли вы стать руководителем?» есть только один ответ. На самом деле, кто же не хочет стать начальником. Именно это имеют в виду, говоря о росте карьеры. Но на самом ли деле вы хотите быть руководителем? Руководство — это не какой-то священный клуб, предназначенный для немногих счастливчиков. Решение о том, чтобы стать начальником, сродни решению о том, стоит ли стать мусорщиком или кассиром в супермаркете: если вы это делаете, должна быть причина.
Руководство — такая же работа, со своими плюсами и минусами. Для нее нужны определенный образ мышления, навыки и склонности, поясняет основатель Know Your Team Клэр Лью.
Если вы не любите готовить, вам не нужно работать шеф-поваром. Если вам не интересны здания, не нужно становиться архитектором. И если вы не в восторге от того, что делают руководители, вам, скорее всего, не стоит становиться одним из них.
Осознание того, что руководство — не лучший вариант карьеры, многим дается с трудом. Люди могут мечтать о повышении, но, получив его, тут же разочаровываются в задачах и целях и, если появляется шанс, с удовольствием возвращаются к прошлым обязанностям специалиста.
По данным исследований Gallup, компании ошибаются в назначении руководителей в 82% случаев. Часто люди получают повышения благодаря их сильным сторонам как исполнителей, но эти сильные стороны не означают, что они готовы стать начальниками.
Как же определить, хотите ли вы стать руководителем на самом деле? Решить проблему помогут шесть вопросов.
1. Вам нравится работать в «потоке»?
Психолог, специалист по позитивному мышлению Михал Чиксентмихайи описал «поток» как оптимальное состояние сознания, когда вы «полностью вовлечены в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит». С потоком связаны такие занятия, как рисование или скалолазание, но могут ощущать его и дизайнеры, и программисты.
Руководители реже ощущают это состояние, если им вообще удается его испытать. Становясь начальником, вы не углубляетесь в задачу на непрерывный промежуток времени, как требуется в потоке, а помогаете другим глубоко погрузиться в задачу. У вас нет мгновенных показателей прогресса, узнать о том, как вы повлияли на работу команды, вы можете месяцы или даже годы спустя.
Если вы любите работать в потоке, решите, насколько он важен для вас. Став руководителем, вы будете испытывать это состояние намного реже, вы станете ближе к рядовым сотрудникам, считающим часы до окончания рабочего дня.
2. Вас бесит повторение?
Конечно, повторяться не любят многие. Руководителям, однако, приходится делать это постоянно, независимо от того, насколько они искусны в общении. Это во многом станет вашей основной задачей: рассказывать, объяснять, подкреплять, задавать вопросы, снова рассказывать, объяснять больше и задавать больше вопросов, снова и снова, постоянно.
Люди не умеют читать ваши мысли и они не должны это уметь. Лучшие руководители тщательно разъясняют задачи, благодаря чему компания отлично функционирует. Если постоянно коммуницировать для вас крайне сложно, руководство — не ваше.
3. Вы фанат контроля?
Руководителю важно понять, что многое нужно выпустить из рук. Важно умело делегировать, а не работать над всем, от деталей проекта до поддержки коллег. Насколько на самом деле крепка ваша хватка? Вы не любитель тотального контроля? Часто ли вы считаете себя «единственным человеком, который может решить задачу?
Если вам сложно представить, что вы отказываетесь от контроля даже за малейшими деталями, если без ощущение, что «только вы это можете» приходит чувство неудовлетворенности, вам не нужно руководство.
4. Вам нравится играть в детектива?
Хорошие боссы понимают, что управляют не людьми, а средой, в которой взаимодействуют самые разные движущие силы, прошлый опыт, отношения, культурные факторы и многое другое.
Как руководитель вы должны выяснить, что происходит там на самом деле. Что мотивирует людей? Почему некоторые коллеги расстроены? Почему у этого отдела не выходит справиться с задачей? Вы должны задавать вопросы, проявлять неослабевающий интерес и выискивать правду в каждой конкретной ситуации. Это настоящая детективная работа.
Попытки раскрыть особенности людей, оценить темперамент и разобраться во взаимоотношениях в коллективе многих утомляют. Другие же чувствуют при таком «анализе» прилив сил. Если вы относитесь к первой группе, не пытайтесь выбиться в начальники.
5. Как вы реагируете на конфликты?
Как начальник вы никогда не сможете сделать счастливыми всех членов коллектива. И это не ваша цель. Пытаясь угодить другим, вы оказываете команде медвежью услугу. Вы начинаете идти на компромиссы и принимать решения, чтобы выглядеть хорошим, а не чтобы принести пользу компании.
Лучшие лидеры должны держать подчиненных «конструктивно недовольными», чтобы продуктивно продвигать команду вперед. Руководитель не должен нравиться всем подряд, он должен уметь наладить работу. Если вы склонны избегать конфликтов, хотите, чтобы все всегда были счастливы и были похожими на вас, вам не нужно идти в боссы.
6. Насколько дисциплинированно вы относитесь ко времени?
Выдающийся ученый XX века в области управления Питер Друкер утверждал, что эффективный руководитель — это тот, кто знает, как именно провести свое время. Если вы не умеете управлять собственным временем и расписанием, вы не поможете и своей команде управлять ими.