«Метод спасения от кризиса парадоксальный, но он работает». Как бизнесы переживают спад?
Берите шире! Средний и крупный региональный бизнес нашли один из способов пережить трудные времена в экономике. Идея не новая, подходит не каждому, но становится все популярнее.
В бизнес-сообществе «новый старый» тренд — максимальная диверсификация. Компании открывают порой самые неожиданные для себя направления, находят новые рынки, которые могут поддержать основной бизнес в трудное время или дать потенциал для резкого рывка. Фермеры начинают оказывать услуги по ремонту, компании из общепита занимаются логистикой.
По данным опроса предпринимателей, который проводил Уральский государственный экономический университет, за период с 2016 до 2018 гг. почти в полтора раза выросла доля тех компаний с оборотом от 1 до 20 млрд руб. в год, которые уже открыли более одного нового направления в бизнесе. Причем важно отметить, что речь идет именно о новых направлениях, формально не связанных с основным бизнесом. Из примерно 800 опрошенных предпринимателей более 65% ответили на вопрос об открытии такого бизнеса положительно. При этом 42% сообщили, что открыли более двух направлений.
Это может показаться парадоксальным подходом в трудные времена, но он работает. Когда есть понятная управленческая команда, опыт развития бизнеса, особенно в нескольких регионах, отличный шанс на всем этом заработать, просто взяв к основному бизнесу дополнительное направление. А выбор этого направления определяется во многом методом «от противного». Надо задать себе вопрос: «Где еще есть деньги, куда мы пока не заходили?». Мы так запустили в 2017 г. сразу три производственные линии хозтоваров и кожгалантереи, хотя никогда не занимались производством, а в 2018 г. открыли новое сервисное направление, вообще не связанное с нынешним бизнесом, это ремонтные работы, — описывает тенденцию Игорь Давыдов, заместитель генерального директора торговой компании «Тополь».
Как правило,такие запросы возникают у компаний, уверенно развивающихся в отрасли, которая сама по себе растет более медленными темпами или есть ощущение нарастающей конкуренции. Возникает противоречие между темпами развития компании и общей динамикой. Возникает интерес вложить средства из освоенной предприятием отрасли в смежную деятельность. И вот тут начинается самое интересное. Как отмечают эксперты, заметным отличием этой новой волны диверсификации от предыдущей (которая была еще до 2012 г.) является как раз логика выбора направления. Теряется привычная близкая смежность, хотя руководство, конечно, стремится сохранить эффект синергии: чтобы бизнесы поддерживали другу друга.
Отличный пример — практика ГК PRO, которая вот уже 13 лет работает на рынке организации питания в нескольких регионах России. В компании рассказали, что в 2018 г. решили развить новые ниши, хотя они формально далеки от основного рынка. Например, логистические услуги. У компании есть собственный складской комплекс, и она решила превратить его в полноценный бизнес.
Еще одна свежая история от той же группы компаний — автобусные перевозки. Запущена компания PROBUS, которая занимается международными и межрегиональными перевозками. В том же ключе пошло и производство: в 2018 г. запущен проект «Первая рыбная мануфактура». Компания купила готовое производство в Нижнем Тагиле, полностью его модернизировала и создала новый бизнес, связанный с первоначальным, но все равно довольно далекий. При этом рыбу для возят аж из Магадана. Благодаря синергетическому эффекту от запуска новых бизнесов компания планирует совершить серьезный рывок в развитии, который должен дать рост с 7 млрд капитализации в 2018 г. до 60 млрд в 2022-м.
Аналогичная история от еще одной компании из Челябинска, которая занимается сельхозпроизводством.
Мы уже более 10 лет работаем на своем рынке, а в начале 2018 г. решили открыть новое направление: производство упаковочной тары. Поначалу, еще года три назад, идея была связана с тем, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение собственного производства. Но очень быстро стало ясно, что это самостоятельный бизнес, под который мы нанимали отдельных людей в управление (не брали из своих), формировали как независимую компанию. А в конце 2018 г. решили купить еще несколько кафе на бензоколонках. Тоже никогда этим бизнесом на занимались, но считаем перспективным, — рассказывает директор по развитию компании «АгроТерритория».
На этом фоне очень интересно смотрится такой неочевидный показатель, как статистика запросов от работодателей на рынке труда. По данным «Центра изучения рынка труда», за вторую половину 2017 и 2018 года ощутимо, примерно процентов на 20, возросла доля запросов от групп компаний и холдингов на поиск управленцев и руководителей на новые бизнес-направления, пока еще не существовавшие в компаниях до того. Точной эту статистику не назовешь, но она очень показательно дополняет общую картину широкой диверсификации.
Однако не надо путать диверсификацию с бездумной погоней за расширением, без нормального расчета и запасных ресурсов. Нужно очень четко понимать, что именно в таком вопросе тиражируется. Как отмечают эксперты, многие предприниматели пренебрегают глубоким анализом и не совсем понимают суть такой широкой диверсификации. В результате получается, что все эти инициативы требуют в разы большего количества материальных ресурсов, чем может позволить себе компания. И бизнес рушится. Самое главное здесь — это понимание того, что ты реально тиражируешь. Если бизнес отработал на практике определенные управленческие и маркетинговые модели, он может эти же модели применять в совершенно разных направлениях. Это уже не просто знание своего рынка, которое нарабатывается почти у всех и при наличии которого многие компании годами работают с откровенным бардаком в системе управления.
Финальный, но не менее важный вопрос: откуда деньги? И вот тут выясняется еще одно интересное свойство новой тенденции. На прошлом этапе роста регионального бизнеса (до 2014 г.) он набирал обороты преимущественно за счет кредитов. Теперь мы наблюдаем волну роста, в которой компании-локомотивы отказались от кредитов. Об этом эксперты DK.RU говорили не раз. Еще в 2015 г. на волне острой нехватки заемных средств предприниматели отмечали, что с трудом, но учатся жить без заемного финансирования.
При встрече с банкирами я шучу: пройдет 4-5 лет, и мы-то научимся жить без кредитов, а вот как они без нас, как будут потом убеждать взять займ? — рассказывал тогда DK.RU Анатолий Павлов, владелец ГК «Частная пекарня «На Вишневой».
Так и получилось у тех, кто смог пробиться. В большинстве случаев в истории про широкую диверсификации 2017-2018 гг. речь идет о компаниях, которые с 2015 г. полностью или почти полностью освободились от кредитной нагрузки, аккумулировали средства и теперь готовы их вкладывать в новые проекты. Причем у этого есть и оборотная сторона, напрямую связанная со свободными денежными средствами. Материнский бизнес становится кредитором нового проекта, а работающий новый бизнес, даже небольших масштабов, оказывается для собственников более выгодным вариантом вложения свободных ресурсов, чем еще недавно популярные варианты вроде покупки больших объемов недвижимости. Круг замкнулся.