Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Михаил Кучмент, Hoff: «Мы потеряли более 70% выручки. Но большинству хуже»

Михаил Кучмент
Михаил Кучмент. Иллюстрация: Hoff

«Кризис 2008 года разделил компании на эффективные и неэффективные. Кризис 2014 — на компании с долгом и без. В этот кризис деление пройдет по тому, прошли вы этап цифровой трансформации или нет».

Сооснователь сети гипермаркетов мебели Hoff Михаил Кучмент уверен, что этот кризис не похож ни на один другой. Предприниматель в рамках проекта «Русские норм!» рассказал, кто точно не переживет кризисный 2020 год, а у кого еще есть шанс. Главное из интервью.

Это мой четвертый кризис. Первый был в 1998 году. Потом — 2008-й. После него десять счастливых лет, потом — 2014-й. И вот 2020-й. Но у этого кризиса, безусловно, есть серьезные отличия от всего, с чем мы сталкивались до этого. Они в том, что люди умирают.

Мы боремся с одной стороны с коронавирусом, с другой — с последствиями борьбы с коронавирусом. Ни в одном экономическом кризисе закрытия магазинов, предприятий не было никогда.

Мы потеряли более 70% выручки. Но большинству компаний гораздо хуже. У нас-то еще очень развит онлайн. В основных товарных категориях доля онлайна у нас была порядка 20%. Пока еще <…> жизнь продолжается, онлайн работает. Но мы же видим, что многие компании принимают меры, которые точно не простимулируют платежеспособный спрос.

Кто-то сокращает людей, кто-то лишает бонусов. Последствия этого мы увидим немножечко позже. А сейчас даже такая есть эйфория в некоторых категориях. Люди работают на удаленке, активно обустраивают свои новые рабочие места. Кто-то приехал на дачу, туда что-то покупает. Должны были сильно вырасти продажи ноутбуков, тренажеров и т. д. Но это временный эффект, дальше будет хуже.

На сегодня мы не уволили ни одного человека. Но [на большой дистанции], как я уже говорил, ни одна компания, ни один ритейлер такой стресс-тест не пройдет.

Все должны заниматься всем. Неважно, что человек делал до этого, сейчас у него могут возникнуть какие-то новые задачи, новые поручения. Очень важно быстро что-то делать, постоянно что-то придумывать, внедрять какие-то новые идеи, которые могут начать генерить продажи.

Что касается прогнозов… Я думаю, что это минимум два месяца. Может быть, три. Я слежу, естественно, за тем, что происходит в других странах. Надеюсь, мы далеки от того, что происходит в Испании и Италии. Сколько мы будем из этого кризиса выбираться? Здесь уже работают абсолютно другие факторы. В первую очередь это государственная поддержка.

Я думаю, что проиграли практически все. Со стороны сложно сказать, что кто-то сейчас выигрывает. Но в ситуации, когда всей экономике плохо, глобально плохо будет всем. Это же все сообщающиеся сосуды.

Кто-то считает, что лучше потерять какой-то процент людей, чем потерять экономику. Кто-то считает по-другому. На примере Европы я вижу несколько сценариев.

Первый сценарий — самый жесткий карантин. Италия и Испания не просто закрыли рестораны и магазины — они даже доставку закрыли. Считают, что курьеры заражают людей. Думаю, причина в том, что эти страны были хуже готовы с медицинской точки зрения.

Германия, Франция — там помягче. Закрыты все магазины, но работает доставка. Я думаю, это примерно тот сценарий, в котором мы находимся. Я думаю, он позволяет пройти эту ситуацию с меньшими потерями, с минимальными.

И есть страны, где, я так понимаю, ограничивают только рестораны. На сегодня это Швеция и Голландия. У них это работает, соблюдается социальное дистанцирование. Здесь все зависит от ответственности граждан.

Поддержка нужна по всей цепочке. На примере арендаторов, арендодателей, владельцев недвижимости и банков, которые их финансируют, понятно, что нельзя решить проблему одних за счет других. Поддержку должны получить банки. Тогда они смогут каким-то образом рефинансировать кредиты арендодателей. У тех, соответственно, появится возможность снизить платежи арендаторам.

Поддержка нужна всему несырьевому сектору экономики. Мы все в одной лодке. Нет какого-то водораздела: малый бизнес — крупный бизнес. На нашем примере: если мы ляжем, лягут еще 300 компаний малого и среднего бизнеса.

Кризис 2008 года разделил все компании на эффективные и неэффективные. Кризис 2014-го — на компании с долгом и компании без долга. В этот кризис, мне кажется, деление будет проходить по тому, прошли вы уже этап цифровой трансформации или нет. Ценность прямого контакта с клиентами сейчас возрастает в разы. Те, у кого он есть, выстоят.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.