Михаил Лабковский: «Если денег не будет, я скажу работникам, чтобы рассчитывали на себя»
«Я стараюсь деньги не считать, я боюсь, что если начну подсчитывать, меня коснется коронавирус психологии нищеты и бедности». Известный психолог — о поведении на карантине и финансовых переживаниях.
Один из самых известных в России психологов Михаил Лабковский рассказал, почему ему не страшно в ситуации пандемии, как сохранить отношения с членами семьи за время самоизоляции и зачем нам всем оставаться дома. Главное — в материале DK.RU.
— Мне не страшно. Во-первых, потому что не всем вокруг страшно. Во-вторых, была такая реклама аттракциона «Восьмое чудо света». «Это страшно?» — «Нет. Это страшно интересно». В-третьих, как говорят за океаном, это новый экспириенс. Мы не были в такой ситуации еще, она интересна же, правда?
Я уже потерял кучу денег, потому что у меня было последнее выступление в Тюмени, по-моему, 26 февраля, не помню. И после этого все закончилось, а у меня были расписаны гастроли по России, Прибалтике, Украине, Белоруссии и так далее. Я стал терять деньги каждый день, и много денег. И как-то я к этому спокойно отнесся, потому что, я думаю, даже те люди, которые скромно жили и у них была возможность зарабатывать — я имею в виду, руки были, мозги были, — они же никуда не делись, эта способность осталась при них.
Наверное, будет какой-то период, экономика просядет на какое-то время, при этом очень много вакансий все равно будут задействованы, и те люди потом отряхнутся, встанут и пойдут дальше зарабатывать деньги.
Надо принимать эту ситуацию как свою, как кусок своей жизни. Знаете, говорят, когда человек попадает на зону, например, он тут же пытается оттуда вырваться, кричать: «Я случайно попал. Я вообще не с вами, сейчас разберутся, я выйду». А сидельцы ему говорят: «Отнесись к этому как к своему дому, как к своей жизни». У нас, слава богу, срок сиденья небольшой, и сидим мы, собственно, у себя по домам в комфортных условиях. Тем не менее многие люди считают, что это у них на 5 минут, и вообще рвутся — внутренне они живут или тем, что было до карантина, либо тем, что на улице происходит. А им надо сказать себе: «Стоп, в ближайший месяц это и есть твой дом и твоя жизнь, начинай в этом доме жить совершено нормальной полноценной жизнью». Утром вставай, мойся, принимай душ, нормально завтракай, брейся, одевайся. Я не знаю, делай зарядку, смотри кино, читай, разговаривай, общайся и так далее. Просто пойми, что это твоя жизнь на такое время, не надо дергаться.
Если денег не будет, я скажу своим работникам, что денег нет и чтобы они рассчитывали на себя, и это встретит понимание, я думаю. Если у человека с его командой плохие отношения, и у них нет дружеских отношений, как сейчас в Европе например, другая штабная культура, то да, будут недовольства, выступления, работодатель будет называться, как в 1917 году, мироедом. Дальше люди, конечно, будут «возбухать», потому что все находятся в одной ситуации — и работодатели, и работники едят одно и то же, и все понимают, что это общая ситуация. Другой вопрос, что болезненность богатых людей заключается в том, что они всю жизнь пахали на это богатство, а оно на глазах тает. Вот это люди не могут вынести.
Нужно иметь хладнокровие. Кстати, про фразу «кризис — это новые возможности», китайский иероглиф означает слово «кризис», тогда как именно в русском варианте кризис — это негатив, в китайском — это новые возможности. Когда человек хладнокровен, он ясно мыслит, попав в такую ситуацию, понимая, что, скажем, его экономическая область схлопывается, то есть та сфера, в которой он работал, — неважно, наемный работник он или бизнесмен — предположим, его сфера сейчас подыхает. Нормальный человек, который и так умеет работать и зарабатывать, думает о том, чем он будет заниматься, когда всех выпустят на улицу. Это как езда на велосипеде: если человек умеет зарабатывать деньги, он будет их зарабатывать, но в другой форме, в другой сфере и так далее. Поэтому для этого надо иметь самое главное: хладнокровие, ясную голову и немножко железных яиц.
Сейчас необходим «Мораторий на выяснение отношений в семье». То есть вы можете биться головой об стену, но вы не должны друг с другом выяснять отношения, пока не закончится карантин, что бы вы друг про друга ни думали. Потому что в замкнутом пространстве у людей может расти раздражение и агрессия, негативные эмоции, и это может привести к «сливу» на своих ближних.
Поэтому просто мораторий на выяснение отношений при любом раскладе — это может спасти. Второе — вы должны уединяться столько, сколько вам нужно, хоть целый день. Закрыть за собой дверь, и чтобы вы договорились, что никто без стука не входит, а лучше эсэмэску на телефон прислать. Люди должны почувствовать, что они не заложники этого совместного проживания, что они, как в коммунальной квартире, могут хотя бы в туалете закрыть за собой дверь и посидеть пару часов на унитазе, чтобы никто не отвлекал.
Многие же переносят коронавирус незаметно. Мы как-то об этом вообще не говорим. Есть люди, которые два раза покашляли, и через день они здоровы как лошадь, а у них был коронавирус, просто он у них был один день. Но когда такой человек выходит на улицу, идет в магазины, даже в аптеки, когда все можно заказать у курьера, он не думает о том старике, который может из-за него загнуться, поехав с ним в одном лифте тоже в аптеку, о беременной женщине, которую не могут скорые довезти до роддома, потому что надо везти заболевшего, и так далее. То есть это вопрос внутренней ответственности человека за то, что от его жизни зависит жизнь других людей, и он может повлиять на ситуацию своей дисциплиной. Более того, его дисциплина резко сократит распространение коронавируса и, соответственно, время самого карантина. Поэтому есть вещи, которые от нас абсолютно зависят.
Во-первых, детям надо сказать, как есть. Во-вторых, ребенка успокоит только спокойствие родителей. Психованные родители, нервные, раздражительные, агрессивные, истеричные не могут успокоить ребенка, потому что ребенок воспринимает не слова, которые они ему говорят, а действия, которые они совершают, и интонации, которыми они общаются. Поэтому главный совет родителям: самим быть спокойными. Кроме всего прочего, детям нужна двигательная активность, иначе нервное состояние усугубляется.
Поэтому ребенка, кроме того, что надо успокоить личным примером, нужно занять физически, чтобы он тоже устал. Я не знаю, что это может быть: игры, беготня по квартире, прыжки, качели, прыгалки, какие-то игры. Я думаю, 90% родителей тупо включают телевизор, будто дают соску ребенку, типа: «Ты не ной, на тебе, играй, мы тут сами ноем». Это очень плохо.
Я стараюсь деньги не считать, потому что я боюсь, что если я начну их подсчитывать, то меня коснется коронавирус психологии нищеты и бедности, я начну бояться потерять деньги, и это может привести к тому, что я их реально потеряю. Вот это реальный вирус.