Миллиарды Захарченко связали с группой, монополизировавшей подряды РЖД
«Некоторые сейчас ошибочно полагают, что Захарченко сидел у меня на «абонементе». На самом деле это не так». Арестованного полковника называют важным членом группы, получавшей миллиардные тендеры РЖД.
Полковник МВД Дмитрий Захарченко, при обысках в квартире у которого нашли около 9 млрд руб., был участником влиятельной группы, монополизировавшей строительные подряды РЖД, говорится в расследовании «Новой газеты», получившей конфиденциальные данные о финансовых транзакциях группы. Бывший сослуживец Захарченко рассказал изданию, что тот был знаком с Андреем Крапивиным, экс-советником Владимира Якунина, который был президентом РЖД. Крапивин и его партнеры имели отношение ко многим компаниям, которые выигрывали многомиллиардные строительные подряды РЖД. Его слова подтверждает банкир Герман Горбунцов.
«С Захарченко я познакомился через Дмитрия Моторина, сотрудника принадлежавшего мне Инкредбанка. Некоторые сейчас ошибочно полагают, что Захарченко сидел у меня на «абонементе». На самом деле это не так. Ему действительно платили 150 тысяч евро в месяц, но это делали люди, которые занимались хищением и отмыванием денег из РЖД», — рассказал Горбунцов.
По его словам, полковник решал возникавшие проблемы с поразительной эффективностью, и поэтому вскоре стал полноправным партнером получателей подрядов железнодорожной монополии. Деньги, найденные у Захарченко, вполне соответствуют масштабу хищений на подрядах РЖД, считает Горбунцов. Из секретной базы данных банкира следует, что со счетом различных фирм из Инкредбанка в разное время было перечислено более 250 $млн на счета фирм, которые могут быть связаны с полковником.
Позднее адвокат Дмитрия Захарченко Юрий Новиков отверг его связь с участниками группировки, совершавшей многомиллиардные хищения средств из РЖД.
«Та информация, которая сегодня была обнародована, о якобы связи Захарченко с некой группой, которая монополизировала что-то там в РЖД, не соответствует действительности. Я утверждаю, это никакого отношения ни к Горбунову (вероятно, Горбунцову — прим.ред.), который, по-моему, сейчас в Лондоне находится, ни к кому-либо еще, ни кто пониже рангом в РАО «РЖД», не имеет», — заявил адвокат в комментарии Business FM.
Вице-президент Transparency International Елена Панфилова полагает, что дело Захарченко не случайно появилось перед выборами — в этот момент традиционно ловят крупного коррупционера.
«Это мог быть кто угодно. Если вы прокрутите историю России последних 20 лет назад или вообще мировую историю посмотрите, поимка коррупционера — это обязательный элемент ландшафта предвыборного года. Давайте не забывать, что откуда эти деньги — это вопрос уже вторичный. Первичный вопрос, что у нас еще пара тысяч таких «полковников», о которых мы не знаем. Говорить о том, что только Нота и только РЖД решали свои проблемы, довольно смешно», — сказала Панфилова в комментарии «Коммерсант-FM».
Напомним, Дмитрий Захарченко был арестован 10 сентября. При обыске у него в квартире нашли порядка 9 млрд руб., а на счетах его родственников — примерно 300 млн евро. Близкие полковника также владели элитной недвижимостью. Относительно происхождения миллиардов полковника выдвигались разные версии.
В частности, антикоррупционное подразделение МВД, в котором он работал, занималось контролем за расходованием средств крупных нефтегазовых компаний. Желающих участвовать в подобных тендерах всегда было много, и в нередко в борьбе побеждали претенденты, готовые заплатить 30% от стоимости подряда наличными топ-менеджерам компаний за рекомендацию. Для этого подрядчику приходилось брать на фиктивный подряд связанную с ним фирму-однодневку, перечислять ей всю сумму, но работы выполнять самостоятельно. Затем компания-однодневка обналичивала деньги через аффилированный банк и ликвидировалась. Подобные схемы и расследовал г-н Захарченко. На руководство кредитных учреждений посредник полковника выходил на финальной стадии, и, по данным «Коммерсанта», полицейский и его люди забирали откат целиком, сообщал DK.RU.
Сам Дмитрий Захарченко в интервью «Комсомольской правде» сказал, что знает, кто за стоит за его делом. Обвинения он называет сфабрикованными, их цель — подставить и снять с должность, считает полковник.