Минэкономики собирается выйти из рецессии экономией на зарплатах и росте безработицы
Минэкономики предложило приостановить рост зарплат в стране на время кризиса. Это, по мнению ведомства Алексея Улюкаева, поможет экономике страны выйти из рецессии.
В доработанном проекте макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы заявлено, как предполагается реализовать целевой сценарий прогноза — с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 году. Ведомство предлагает следующий рецепт выхода из рецессии: ограничение роста зарплат в экономике в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах, бурный рост корпоративных прибылей в 2018-2019 годах, инвестиции из ФНБ и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты» и сокращение потребления энергии.
«Коммерсант» пишет, что интерес в документе представляют данные целевого прогноза и его обоснование — это предложение Минэкономики Белому дому по экономической политике до 2019 года, и, исходя из того что оно уже согласовано правительством 21 апреля «в целом», оно описывает взгляд правительства на его действия до начала 2020 года. К осени документ может измениться, к этому времени в новую Госдуму попадет исправленный бюджет на 2016 год и на трехлетку 2017-2019 годов, но сейчас это теоретическая база для всех бюджетных дискуссий мая-июля 2016 года.
Целевой вариант прогноза, как и базовый, после заседания правительства 21 апреля переписан исходя из постоянной среднегодовой цены нефти в $40 за баррель (ранее предполагался умеренный рост цены до $50 к 2018 году). Правка пока не отменила основную цель: 4,5% роста ВВП в 2019 году, но рост ВВП в 2017-2018 годах в целевом сценарии все же ниже, чем предполагалось ранее — 0,4% (ранее 1%) и 2,9% (ранее 3,3%). Ныне даже в целевом сценарии стагнация 2015-2017 годов де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 года.
Издание пишет, что в силу этой неизбежности описанные Минэкономики способы реализации целевого сценария выглядят альтернативой идеям соцблока правительства по перезапуску модели роста 2011-2013 годов, основанной на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе.
Минэкономики рекомендует сверхжестокость денежно-кредитной политики Центробанка (снижение инфляции монетарными мерами до 6,5% к концу 2016 года и до 4% к концу 2017 года). Она нужна, по сути, только чтобы смягчить населению продолжение сокращения реальных располагаемых доходов (на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м). Сокращение реальных пенсий должно быть даже более жестким: 4,8% в 2016 году и 2% в 2017 с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Это, по расчетам Минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9% — и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году.
Целью такого демонстративного «затягивания поясов» населению должен стать ускоряющийся рост инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году, когда они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Источниками должны стать не только сбережения населения страны, но и (в больше степени) корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 году — на 10,8%. В описательной части прогноза Минэкономики при этом упоминает, что цель будет достигнута не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». Инвестиции будут при этом не только частными, из возросших прибылей, но и государственными — из ФНБ.
В целевом сценарии ничего не говорится о бизнес-среде или структурных мерах, в расчете базового сценария не предполагается каких-либо радикальных изменений в структуре инвестиций до 2019 года. Целевой сценарий предполагает, впрочем, дальнейший рост поддержки несырьевого экспорта и импортозамещения — и ускоренный вывод из экономики энергонеэффективных производств. Он обеспечит снижение энергоемкости промышленности на 2,5% в год — в целевом сценарии Минэкономики энергосектор, действительно, практически не растет.
Описанный ведомством целевой сценарий – это не альтернатива структурным реформам, им не противоречит увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка. Но главный парадокс целевого сценария ведомства Алексея Улюкаева — в том, что переход к экономическому росту, оплаченный «голодным» для населения 2017 годом, в расчетах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.
Такое сокращение экономической активности населения при росте промышленности и производительности труда выглядит «чудесным явлением» - оно возможно только в случае технологической революции. «Коммерсант» отмечает, что русское экономическое чудо, неявно предлагаемое в сценарии к 2019 году, очевидно, должно строиться на ручном управлении модернизацией промышленности — ранее предприниматели не проявляли энтузиазма в массовой закупке высокопроизводительных мощностей.
Логика целевого сценария при ограничении тарифов государственных монополий резко снижающейся инфляцией диктует объекты поддержки: это средний окологосударственный бизнес, систему конструируют именно в его пользу.
Для идеи ведомства именно это может стать проблемой, так как крупный бизнес и госкомпании еще в 2009-2010 годах убедительно показали, что при расходовании средств ФНБ, например, они легко переигрывают любой блок министерств, при необходимости образуя политические альянсы и с социальным блоком Белого дома, и с оппонентами либералов из администрации президента (несмотря на то что сценарий Минэкономики вполне согласуется с экономическими идеями помощника президента Андрея Белоусова). Для того, чтобы рост экономики дали средние компании отрасли хайтек, нужен ручной отбор претендентов на господдержку «с умом», с преодолением предсказуемо сильного сопротивления лоббистов инфраструктурных монополий, агрокомплекса и ВПК.
Важен и тот факт, что сценарий ручного управления, который предлагает команда Улюкаева, конечен. В 2020 году, вне зависимости от того, выйдет экономика страны на уровень роста в 4,5% ВВП в год или нет, государственные средства на дальнейшее стимулирование подойдут к концу.