Мир продает технологии, Россия — нефть и лес. Что происходит на рынке мировой торговли
«Россия слабо участвует в мировых цепочках из-за низкой инвестиционной активности и недостаточного технологического обновления. Последние 20 лет мы предлагаем миру только сырье». ИССЛЕДОВАНИЕ.
Международная торговля регулярно приводит к конфликтам между странами. Стандарты там постоянно меняются, лидеры приходят и уходят, цифровизация общества оказывает все большее влияние. О том, что происходит с международной торговлей сейчас и какие перспективы на этом рынке есть у России, рассказали эксперты Центра исследований структурной политики и Института торговой политики НИУ ВШЭ.
Услуги важнее товаров
Международная торговля товарами имеет заметно более низкие темпы, нежели рост международной экономики. Спрос слаб, его разогревает только Азия.
Пока товаров реализуется больше, чем услуг, но последние оказывают куда большее влияние на глобальную экономику. Быстрее других прибавляет экспорт услуг в сфере IT, что объясняют распространением цифровых технологий (блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, 3D-печать).
Чем торгуют в мире
Группа 1. Традиционные отрасли с невысокой долей экспорта и низкими темпами ее расширения: металлообрабатывающее, офисное, электронное оборудование, лесобумажные товары, топливо, услуги госуправления.
Группа 2. Наиболее динамичные сектора, связанные с цифровой экономикой: компьютерные, информационные, креативные услуги.
Группа 3. Cектора с невысоким удельным весом и средними темпами роста. Продукция для текущего спроса — услуги в сфере промышленности, строительства, страхования, финансов, энергетическое, промышленное, транспортное оборудование, оборудование связи, зерновые, текстиль, одежда.
Группа 4. Сегменты с высоким удельным весом и средними темпами роста. Продукты, используемые как компоненты и сырье для производств: электрооборудование, автотехника, продовольствие, химические товары.
Глобальные продавцы
Свободный рынок становится все меньше в том числе из-за формирования устойчивых глобальных цепочек добавленной стоимости (ЦДС), это весь спектр действий по созданию продукта, от идеи до реализации и постпродажного обслуживания.
Отдельные стадии производства сегодня располагаются в разных странах, в этом заключается глобальность цепочек. Крупнейшие фирмы, организовавшие ЦДС, стали самыми влиятельными торговыми игроками. По оценкам UNCTAD, в 2014 году на 1% ведущих компаний приходилось в среднем 57% экспорта товаров (исключая нефть) соответствующих стран.
В российском экспорте с 2000 по 2014 год иностранная добавленная стоимость сократилась на 13%, а внутренняя — на 22%. Россия слабо участвует в мировых цепочках из-за низкой инвестиционной активности и недостаточного технологического обновления отраслей.
Благодаря включенности в ЦДС укрепляются внешнеторговые позиции развивающихся стран, особенно в сфере высокотехнологичной продукции (48,5% мирового экспорта в 2017 году). Происходит это за счет Гонконга, Кореи, Сингапура, Тайваня, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда и в значительной степени Китая.
В структуре товарооборота развитые экономики сохраняют относительно устойчивые (около 50% экспорта) позиции в сегменте высокотехнологической продукции, производимой высококвалифицированной рабочей силой. А страны с переходной экономикой только несколько расширили присутствие на рынке сырьевых товаров.
Поставки из России
Последние 20 лет основным товаром, который продает Россия, остается сырье. Вклад нефти и нефтепродуктов в валовый экспорт возрос с 31% в 1995 году до 51% к 2017-му.
- Структура российского экспорта (%, 2017, на основе данных COMTRADE)
- Машины и оборудование — 6,4%
- Химическая промышленность — 7,2%
- Металлы и изделия из них — 12,5%
- Лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность — 3,7%
- Нефтепродукты — 17,1%
- Нефтяные газы и газообразные углеводороды — 5,8%
- Сырая нефть — 28,3%
- Агропромышленный сектор — 6,8%
- Прочее — 12,2%
По оценкам экспертов, в 2017 году 81% российского экспорта был обеспечен крупнейшими предприятиями (с выручкой свыше 10 млрд руб.), еще почти 13% — крупными (2-10 млрд руб.) и только 6,5% — средними (800 млн-2 млрд руб.) и малыми (до 800 млн руб.). Количество последних, впрочем, растет: в 2017 году по сравнению с 2016-м малых экспортеров стало фактически вдвое больше, средних — на 28%.
Крупный бизнес торгует преимущественно товарами невысокой степени обработки. Около 42% экспорта — первичная продукция растениеводства (зерно, технические культуры, овощи, фрукты и т.д.), химикаты, удобрения, пиломатериалы, обработанный камень, чугун и сталь, необработанные цветные и драгоценные металлы.
Малый и средний бизнес чаще продает товары, полученные после глубокой переработки исходных материалов. Около 40% экспорта — продукция машиностроения, фармацевтики, бытовая химия, одежда, обувь, мебель, игрушки, полиграфия, продукты питания, а также высокотехнологичные материалы и промежуточные продукты (редкоземельные и некоторые малые металлы, радиоактивные соединения, компоненты лекарств, бриллианты).
В России более высокой экспортной активностью отличаются быстрорастущие компании («газели») — фирмы, которые развиваются активнее, чем их отрасли и экономика в целом. Эти компании чаще торгуют с дальним зарубежьем, но лишь около 20% не испытывают серьезных препятствий для сбыта продукции.
Топ-10 барьеров для экспортной деятельности фирм-«газелей»
- сложность сертификации продукции за рубежом (36,6%);
- специфика продукции, ограничивающая возможности для экспорта (24,4%);
- отсутствие/нехватка собственных финансов и трудности в получении кредитов для экспортных контрактов (23,7%);
- дефицит информации о внешних рынках и потенциальных партнерах на них (22,9%);
- недостаточная известность бренда (21,4%);
- сложность создания зарубежных подразделений для обслуживания и сбыта продукции (16,8%);
- дискриминация российских производителей за границей (16,8%);
- сложность и длительность таможенных процедур (16%);
- недостаток в компании специалистов по внешнеэкономической деятельности (14,5%);
- проблемы логистики (13%)
Значимость проблем зависит от направлений экспорта. Для поставщиков в страны ЕС острее стоят вопросы налогов и дискриминации за рубежом. Для экспортеров в азиатские страны, включая Ближний Восток, особенно актуально моральное устаревание продукции.