Михаил Вейсберг: По направлению к саду о пользе сильных желаний
Родился и вырос в Киеве. Выучился на журналиста в Уральском госуниверситете. После переезда с Урала на Украину придумал и организовал деловой еженедельник «Галицкие контракты». Двенадцать лет руко
Родился и вырос в Киеве. Выучился на журналиста в Уральском госуниверситете. После переезда с Урала на Украину придумал и организовал деловой еженедельник «Галицкие контракты». Двенадцать лет руководил издательским домом, который сегодня выпускает пять деловых изданий. Считает, что «Контрактами» научил людей зарабатывать деньги и привил бизнесменам уважение к самим себе и к своему предпринимательскому занятию. С 2002 года, после продажи своей доли в «Контрактах», проводит тренинги и консультирует по стратегиям развития бизнеса. Регулярно работает в России. Вдумчиво инвестирует в небольшие прибыльные бизнесы. Владеет 10 сотками земли на озере в 20 километрах от Киева. Носит часы Swatch, ездит на Outlander.
Михаил Вейсберг
бизнес-тренер, консультант, совладелец строительного, издательского и рекламного бизнесов, директор консалтингового центра. mberg@citiustele.com
Я остро понял однажды, что это такое – сильное желание. И как хорошо и правильно для человека иметь большие и свободные деньги. Был март, я прилетел в Крым, у меня был абсолютно свободный день. На перевале расчищали снежные заносы. Таксист пробился через них, и мы приехали в Никитский ботанический сад. Здесь было тепло, солнечно, пришлось снять пальто.
Бывший Императорский ботанический сад оказался совершенно пустым. Пустыми и голыми были все эти замечательные, причудливо спроектированные, немного разрушившиеся галереи, лесенки, клумбы, террасы, беседки. Я с трудом нахожу сонную старушку-билетершу и три часа хожу по саду один, в тишине, спускаюсь с одного яруса на другой, греюсь под солнцем, удивляюсь и радуюсь рисунку деревьев на фоне ярко-синего неба. Делаю открытие: деревья без листьев – гораздо красивее! Они как графика, как искусный иероглиф. Лаконизм этой красоты очень убедительный, безоговорочный. Обнаружил маленькую, плотно растущую бамбуковую рощицу, перелез оградку, протиснулся внутрь и сижу на корточках – 15–20 минут, окруженный зеленой, почти сплошной стенкой из молодых стволов, в полной тишине…
И вот тут понимаю, нет, не понимаю, а чувствую, что нестерпимо хочу купить этот сад. Весь. Хочу, чтобы это было мое. Желание прямо физически пронизывает меня, но не пугает, а радует, вдохновляет.
Вскакиваю, смотрю на сад другими глазами. Сколько он может стоить? Примерно, конечно… А с кем нужно говорить об этом? Нет, я его не закрою для посетителей. Нет, закрыть было бы лучше. Нет, пожалуй, тогда не продадут…
В поезде Симферополь – Киев я имел время попить чай и обдумать все подробнее. М-да… Сад, наверняка, не продается. То есть купить его все равно, пожалуй, можно. Правильно договориться с нужными людьми, провести решение через украинский Кабмин. Но за сколько? По цене Криворожстали? Столько денег у меня пока нет, и я нечетко понимаю, как их заработать или где одолжить. Но ведь есть люди, которые уже заработали этого уровня суммы. И как я поясню такую трату партнерам и родным?
И вот тогда, в этом не слишком чистом и комфортном поезде, я очень конкретно задумался о личной эффективности, о других деньгах, об амбициях. И о многом еще.
Эгоизм как первое условие
Я 12 лет издавал деловую газету и довольно часто встречался с людьми исключительно успешными, преуспевающими, денежными, удачливыми. Писал о них и об их делах. И давно обратил внимание, что все они, абсолютно все, по-здоровому эгоистичны.
Но вот сейчас, когда на тренинге «Личность руководителя как инструмент успеха» заводишь разговор, как это правильно – быть эгоистом, как хорошо любить самого себя, то многие участники удивляются, начинают переглядываться между собой и возражать. Как же это, говорят они, а почему нам родители говорили, что нехорошо быть эгоистом? И в школе тоже говорили… На тренингах неплохо срабатывает, когда цитируешь известное «Возлюби ближнего, как самого себя». И поясняешь, что сначала надо возлюбить себя как следует, что если ты себя не любишь, то как же сможешь возлюбить ближнего? На топ-менеджеров авторитет святой книги действует хорошо.
А кстати – вот вы можете перечислить, как говорится, не вставая, десять причин, по которым вы себя любите? Попробуйте. А теперь – встаньте и сообщите эти причины подвернувшимся окружающим. Потренируйтесь. Это хорошая привычка – сообщать окружающим, за что вас можно любить. И вот увидите – окружающие станут лучше к вам относиться. В продолжение – напишите десять способов любить себя больше. Составьте план, как я буду любить себя больше, даты проставьте и – за работу. В общем, любите себя, и любимы будете.
Когда управленцев просят расписать свои затраты времени в течение дня, выясняется, что много уходит на… «выполнение работы за подчиненных». Узнаваемо? И подчиненные, гады, знают, что если прийти к тебе и искренне так сказать: «Михаил Леонидович, у меня ничего не получилось! Он не хочет со мной разговаривать». Или: «Я так и знала! Они не соглашаются на наши условия». Или еще: «Засада! Я никак не могу сюда придумать хороший слоган. Короче, тут надо, чтобы вы…» И ты берешься, и быстро и хорошо делаешь, договариваешься и придумываешь. Ясно – ты настоящий профессионал, посильнее почти всех в этом офисе. Но дело даже не в профессионализме. Просто ты – воспитанный мальчик (да?) и тебя так приучили, что людям надо помогать. А то, что ты им зарплату в это время платишь… И ведь никто, никто из них в это время не делает за тебя твою работу. Да ты бы, наверное, и не доверил.
Или еще один взгляд на эгоизм. Человек очень многого не совершает, не предпринимает из–за того, что это может не понравиться его окружению. Тем, кто его окружил: партнерам, жене, родителям, однокурсникам, коллегам, подчиненным. «Ну и зачем это тебе? Зачем это нам с тобой?» Это они так говорят. И смотрят. Потом опять: «Ну что ты, ей-богу, ерундой маешься?» И не то чтобы ты боишься такой оценки. Просто сама ее возможность, даже воображаемая, сразу снижает пафос твоей мысли, идеи, догадки, желания.
Вот, вспомни – тебе захотелось сделать что-то другое, новое, не то, что ты делаешь каждый раз и уже не первый год. И ты уже созрел и представляешь, как сейчас это расскажешь кому-то из ближайшего окружения. Ну а кому же рассказывать? Не случайному же попутчику? А они говорят: «Не, фигня». И поводят так носом слегка, влево-вправо. А это не фигня, это попытка вылезти на другую горку. Это возможность по-другому посмотреть на окрестности и увидеть варианты пути. Это важная догадка. Но ты в ней еще до конца не уверен. А они-то уверены, что фигня. И тебе уже не хочется говорить и не хочется делать. Нет, они рады тебе помочь, если какая-то понятная личная проблема, засада или даже «полная жопа»… Они рады тебе помочь. Но именно вот в такой особый момент.
Или ты видишь опасность. Нарастающую серьезную проблему. И хочешь что–то поменять существенно (пока не поздно!) – и говоришь им об этой проблеме. Это очень важно, ребята, и мы еще можем успеть! А они говорят: «Да не ссцы. Все нормально будет». И что? Это же люди, с которыми ты таскал баулы из Турции и от первых рэкетиров отмазывался вместе. Остается согласиться опять и как бы успокоиться. И ты опять без движения, без развития, в простое. А в простое на сад не заработаешь. Да вообще ни на что не заработаешь – только потеряешь.
Напомнить, кто здесь начальник и кто это все вообще придумал. И наплевать, что им непонятно и они в курилке крутят пальцем у виска. Позже поймут. И в этот момент совсем не обязательно кричать: «Да пошли вы… да я сам без вас, да я другой…» Нет, зачем. Ты притворно адаптирован, внешне все по-прежнему, но внутренне ты уже свободен. Ты уже РАЗРЕШИЛ себе это. И ты холодно, как бы со стороны, смотришь на происходящее на фирме. Если не погружаться полностью, то не система руководит тобой, а ты – системой. Эгоизм еще чем хорош – он позволяет не засоряться отношениями. Да, с успешным человеком все хотят дружить, сотрудничать, советоваться, фамильярничать, выпивать и закусывать, делиться сокровенным, проводить выходные… Ну и хорошо, общаемся. Но это не накладывает на тебя обязательства. Поясняю на макете, намеренно заостряя ситуацию. Можно и с секретаршей переспать, если уж сильно приспичило (или так сложилось, что не успел отказаться). Но не обязательно теперь на ней жениться или разрешать ей после этого руководить офисом. А ведь у многих – ну вспомни, посмотри вокруг – именно так.
Если ты засорен отношениями, псевдообязательствами, то превращаешься в объект воздействий, зависишь от многих мнений, теряешь способность видеть путь и принимать точные решения. Спасает от этого только эгоизм. Они перестанут тебя любить, улыбаться и говорить комплименты, когда ты входишь в их кабинеты, но ты возвращаешь себе способность вменяемо принимать решения и двигаться дальше. Но это еще не все, что делает тебя эффективным.
Амбиции как главное условие
Успешные бизнесмены – и это легко заметить – всегда АМБИЦИОЗНЫ. У них всегда присутствуют неслабые такие амбиции. До смешного доходит – амбиции так прут из них, что многие начинали характерно растопыривать пальцы и покупать полукилограммовые золотые часы. Опредмечивали таким способом свою амбицию, чтобы без слов было понятно. И мы снисходительно посмеивались над этим. Но пока мы посмеиваемся, они, ведомые своей амбицией, буквально сжираемые ею, становятся все успешней. И пальцы у них постепенно отвыкают от веера.
Может показаться, что амбиция и эгоизм – это одно и то же. Это потому, что амбициозные люди часто эгоистичны. А эгоистичные – всегда амбициозны. И все же это разные вещи. Амбиции – это планка, которую ты себе ставишь, и воля, которую ты мобилизуешь для взятия планки. Планка и воля.
Какую высоту планки ты себе задаешь? Что удовлетворит твои амбиции? Или, как говорит герой фильма «Уолл-стрит» (мы это кино часто на тренингах смотрим, там есть что поразбирать): «Когда тебе хватит?» Нет, правда. Ты ради чего во всю эту канитель ввязался? Трехкомнатная квартира, пост замдиректора, «Ланос», отпуск в Турции? Или: двухэтажный коттедж, пост президента и совладельца, «Хонда Легенд», спонсорство рок-фестиваля, отпуск на Канарах? Или – Никитский ботаничесий сад? И что будет после этого? Для чего ты реализуешь эти амбициозные планы? Что будешь с этим садом своим делать? Какая у тебя следующая цель? Никакой? Просто хочешь уже успокоиться и чтобы все – как у людей? Так люди разные попадаются. По сравнению с некоторыми ты уже все суперамбициозные планки поперепрыгивал. И наоборот – есть такие люди, что не допрыгнешь до них никак. Ну в этой жизни точно.
Амбиция может очень многое поменять в жизни. Я знал лет пятнадцать назад молодых людей, которые потратили несколько недель, чтобы найти в Нацбанке отдел, отвечающий за долгосрочные инвестиции. Они доказали там – они были очень амбициозны и уверены в себе, хоть и молоды, – необходимость льготного кредита в пять миллионов гривен под их разработки транспортных дирижаблей. Сейчас часть этой компании – в Америке, часть – в России. Они продолжают заниматься дирижаблями и многим еще. Недавно в газетах проскочила информация, что их компания участвует в тендере на проектирование дирижаблей для Пентагона. А основу их бизнеса – как свидетель говорю – заложила вот та «безбашенная» планка взять кредит не где–нибудь, а в Нацбанке и максимально большой.
А теперь прикинь – сколько времени у тебя уходит на оформление любого кредита в любом банке? Расчет, залог, гарантии и все такое… Примерно те же несколько недель. Просто ты планку ставишь гораздо скромнее.
Еще раз. Для непонятливых. Чтобы открыть кафе в Ревде или сделать то же самое в Москве, понадобится примерно одинаковое количество справок, похожее помещение и примерно одного класса жарочно-варочное оборудование. Но отдача будет отличаться не вдвое, а на порядки, то есть в десятки раз. Это вопрос твоей планки. Хочешь ли ты быть хозяином в десять раз большего бизнеса, или эта перспектива тебя пугает (ты к ней не готов)? Кстати, в той деловой газете, которую я придумывал и издавал с самого начала, дела у нас пошли по-другому, когда сформулировалась новая задача, другая планка. Не «выжить», как было вначале, а «стать самой массовой деловой газетой Украины». Это заставляло по-другому смотреть, думать, действовать.
Теперь о воле. Амбиция заставляет тебя фокусировать всю волю на взятие планки. Ты собран и сконцентрирован. Ты не боишься преград, не видишь их. В эти моменты особенно очевидно, что воля важнее ума, что выше поднимаются не умные, а волевые.
Ум легко придумывает отговорки бездействия и пояснение причин неуспеха. Ты хочешь удвоить доходы, но умом понимаешь, что это сложно. Будет много проблем. А те, у кого ума поменьше, но есть воля, просто делают первый шаг и второй – и поехало. Ты хочешь стать миллионером, но ум шепчет, что все миллионеры воры, а ты не такой. Хорошо, а почему бы не поехать в Китай – деньги там делаются быстро. Хватит у тебя воли – собраться и поехать? Хватит ли твоей амбиции, чтобы выпихнуть себя туда?
Очень помогает ориентация на лучших. Когда я начинал тренинги, считалось, что 100 долларов в день – приличные деньги. Но иностранцам платили 300. И я сформулировал цель: получать, как иностранец. Цель оказалась плевая, в одно касание. Но быстро выяснилось, что ведущие тренеры получают по тысяче в день. Ладно – займемся тысячей. Вдруг узнал, что Горбачев Михаил Сергеевич за свои лекции получает гонорар пять тысяч долларов. А ведь я тоже лекции читаю! Очень вдохновился, поделился с партнером. Тот смеется: «Чтобы получать такой гонорар, надо сначала развалить СССР! А СССР уже развален. Ты опоздал!» Ладно, но вот недавно приезжал Том Питерс, так его трехчасовая лекция стоила 450 долларов, а в зале сидело (я посчитал!) 600 человек. Прикинули гонорарчик? Если так пойдет и дальше, Том купит сад раньше меня!
В общем, твоя эффективность сильно растет, когда ты переполнен амбицией быть лучшим. Когда ты амбициозно заявляешь, что готов предложить окружению самое мастерское решение их проблем.