МНЕНИЕ: «Чернобыль нас не отпускает», — помощник премьер-министра РФ Геннадий Онищенко
«Я сам ликвидатор — руководил эвакуацией людей из зараженной зоны и контролировал процесс дезактивации железнодорожных составов в Белоруссии и на Украине».
Тридцать лет назад, 26 апреля произошла одна из величайших катастроф ХХ века. Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС стала крупнейшей в истории мировой атомной энергетики. Территории почти двух десятков стран подверглись радиоактивному загрязнению. Миллиарды долларов США экономических потерь. Сотни погибших. Тысячи пострадавших…
Наша главная потеря – это, конечно, люди. И те, кто пострадал. И, особенно, те, кто занимался ликвидацией аварии. Мужественные, молодые ребята, которые пожертвовали собой ради нас. 28 человек похоронены на Митинском кладбище. В те страшные дни ликвидаторов привозили в московские больницы, и никто не знал, что именно здесь они обретут свой последний приют. Сегодня, в день 30-летней годовщины катастрофы, мы почтили их память у мемориала в Митино.
В Москве живет около 16 тысяч чернобыльцев. Мы в долгу перед этими людьми, поэтому государство делает все возможное, чтобы позаботиться о них и их семьях. На днях в Мосгордуму был внесен законопроект о предоставлении этой категории граждан льготы на оплату услуг ЖКХ. Когда документ примут, для чернобыльцев будет доступна 50-процентная льгота, которая будет рассчитываться исходя из общего объема потребления, а не по социальному нормативу, как это происходит сейчас. Возможно, это выглядит не столь значительно на фоне пафоса сегодняшнего трагичного дня. Но я убежден, что поддержка чернобыльцев и их семей должна быть всесторонней.
К сожалению, Чернобыль нас пока не отпускает. Вопрос радиационной безопасности населения, проживающего на радиоактивной загрязненной территории, до сих актуален. Все последствия должны быть проанализированы и научно осмыслены, поскольку нам еще долго жить с атомной энергией. Несколько лет назад, как мы все помним, произошла авария на «Фукусиме-1», мы сразу направили туда своих специалистов, поскольку имеем большой — хотя и печальный — опыт. Но это все говорит о том, что мы до сих пор не застрахованы от таких страшных трагедий.