МНЕНИЕ: «Клиент, акционер, сотрудник — кто в приоритете?» — Михаил Перегудов, «Партия еды»
«Клиенты — главное, что есть у компании. Они приносят деньги, без которых бизнесу не жить. Но делать одних людей счастливыми за счет других — недальновидно».
В принципе, задача любой компании — делать людей вокруг счастливее. Это такая миссия, смысл. Но каких именно людей? Ответ вроде бы очевидный: клиентов.
Так я и думал. Но только ли на клиентов влияет деятельность «Партии еды»? — На самом деле нет. Есть еще как минимум три группы:
-
Акционеры
-
Сотрудники
-
Партнеры
О них я как-то сначала забыл (да, и о себе тоже).
Должны ли мы делать счастливыми и их? Что делать, если интересы одной группы противоречат интересам другой? Можно ли найти баланс, чтобы довольны остались все?
Клиенты — главное, что есть у компании. Они приносят деньги, без которых бизнесу не жить. Но делать одних людей счастливыми за счет других — недальновидно. Уставший и злой сотрудник не сделает клиента счастливым (вспомните «Почту России»). Значит, мы должны заботиться обо всех, с кем соприкасаемся.
Чтобы принимать последовательные решения, мы в «Партии еды» расставили приоритеты в следующем порядке:
-
Клиенты
-
Сотрудники
-
Партнеры
-
Акционеры
Сначала компания обслуживает интересы клиентов, потом сотрудников, потом партнеров, потом акционеров. Именно в таком порядке. Это упражнение упростило нам жизнь:
Сотрудник расслабился и работает в пол силы. Он доволен, а вот клиенты нет. Заставляем сотрудника лучше работать или расстаемся. Потому что клиенты важнее.
На неделе нужно оплатить счет поставщику и выплатить аванс сотрудникам. Денег хватит на что-то одно. Сотрудникам платим сейчас, поставщику — через неделю. Потому что сотрудники важнее…
Компания заработала 1 000 000 чистой прибыли. Выплатить акционерам в виде дивидендов? Или сократить кредиторскую задолженность перед поставщиками, оплатив счета раньше срока. Тем самым подтвердить свою надежность и улучшить отношения. Партнеры вперед, акционеры подождут.
Это самые очевидные примеры. Есть и более сложные случаи, в которых помогает такая логика.
Бросается в глаза, что акционеры — вроде бы самые главные люди в компании — в этой иерархии на последнем месте. Но это не жертвенность и не благородство в стиле Робина Гуда. Просто в долгосрочной перспективе это правильно.
Если бы мы строили пирамиду — пузырь со сверх прибылью, мы бы расставили приоритеты иначе. Надули пузырь, срубили денег. Попутно кинули партнеров, а может и клиентов с сотрудниками. Ну в принципе тоже вариант.
Но «Партия еды» — бизнес с невысокой маржой. Единственный смысл — игра вдолгую. А вдолгую бизнес будет успешен, только если приносит пользу и доставляет радость всем, с кем соприкасается. Если ваши клиенты, сотрудники и партнеры счастливы, вы как акционер просто не можете проиграть! Как говорят на Западе: Good to be good — хорошим быть выгодно.
Ну или в русском варианте: «Мерзавцы — это дураки. Быть добрым куда веселее, занятнее и, в конце концов, практичнее» (Корней Чуковский).
Сначала клиенты, потом сотрудники, потом партнеры, потом акционеры. И будет всем счастье.