МНЕНИЕ: «Надо ли бороться с теневой экономикой», — экономист Игорь Николаев
«Помимо негативных последствий, теневая экономика, как ни покажется это кому-то странным, оказывает и вполне определённое позитивное воздействие».
На днях президент потребовал вывести 30 миллионов россиян из теневой экономики («гаражной экономики» — так было сказано).
Ну, правильная же задача? Неужели здесь могут быть какие-либо возражения?
Не знаю, как насчёт возражений, но сомнения в своевременности постановки такой задачи есть.
Нет-нет, никто не собирается говорить о том, что теневая экономика – это хорошо. Хорошего в ней мало. Тут и уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней, и стимулирование преступности, и создание диспропорций в структуре экономики и пр. Вопрос в том, в какое время вы начинаете решительное наступление на теневую экономику. Помимо негативных последствий, теневая экономика, как ни покажется это кому-то странным, оказывает и вполне определённое позитивное воздействие. Так, функционирование теневой экономики способствует смягчению напряжённости на рынке труда. Или вот ещё из позитивного: она способствует удовлетворению покупательского спроса, причём ,прежде всего, это касается семей с низким уровнем доходов. Кстати, этот факт был давным-давно (ещё в 80-х годах) отмечен в одном из докладов Международной организации труда.
Отмеченный позитив говорит не о том, что развитие теневой экономики теперь надо чуть ли не поощрять. Он говорит только о том, что эти важные особенности надо обязательно учитывать, когда власти разворачивают активную борьбу с «тенью».
В условиях, когда экономика в кризисе, когда реальные денежные доходы снижаются, когда даже пенсии не могут достойно проиндексировать и т.д., решительно бороться с тем, чтобы люди как-то сами пытались подзаработать, вряд ли правильно.
С теневой экономикой надо решительно бороться тогда, когда в целом с экономикой всё хорошо, когда с пенсиями и зарплатами всё нормально. Но мы это не делали, зато сегодня спохватились. А почему? – Потому что «денег нет».
В кризис поступают по-другому. При всем неоднозначном отношении к тому, что у нас в стране происходило с начала 90-х в плане тяжелейших рыночных реформ, вспомните Указ президента «О свободе торговли» в самом начале 1992 года. Напомню суть: все могли торговать чем угодно и где угодно. Определённые ограничения, понятное дело, были (и по товарам, и по местам), но, в принципе, вольница была большая.
Помните эти вереницы бабушек (и не только) рядом со станциями метро? Кто чем торговал. И никаких налогов, кстати, им не надо было платить. Теневая экономика? – Да, в чистом виде. Но ведь пережили тогда труднейшие времена благодаря и такого рода мерам.
Безусловно, сегодня ситуация иная, и далеко не такая тяжёлая, как тогда. Но и непростая, заметим. Дело в принципе: как относиться к теневой экономике в кризисный период. Поощрять её не надо, но и решительно бороться не стоит, уж коли благоприятные для этого времена проспали. А то сейчас развернут наступление, организуют очередную зачистку…
Орфография и пунктуация автора сохранены