МНЕНИЕ: «Находились по ресторанам», — экономист Игорь Николаев
Эксперт продолжает серию блогов об изменениях в российском потреблении («Наелись сыра», «Напокупались импортного», «Наездились за границу»). На этот раз — о ресторанах.
Продолжая серию блогов («Наелись сыра», «Напокупались импортного», «Наездились за границу»), интересно посмотреть, чем минувший кризисный 2015 год и начало нынешнего 2016 года обернулись для ресторанов. Смотреть будем по такому показателю, как «Оборот общественного питания», который как раз и характеризует то, что происходило с выручкой ресторанов, кафе и баров.
Понятно, что для многих посещение ресторана, увы, вообще не актуально. Какие рестораны? Здесь на продукты-то деньги приходится экономить.
По данным компании Nielsen, в 2015 году 50% потребителей вообще не посещали рестораны. Честно говоря, лично мне кажется, что таковых всё-таки побольше будет, ну да ладно, пусть так.
Итак, по данным Росстата, падение оборота общественного питания составило в 2015 году 6% по сравнению с 2014 годом. В январе 2016 года показатель был примерно такой же: минус 5,9% к январю 2015 года. Однако картина по регионам отличается очень сильно.
Что-то невообразимое происходило в Чукотском автономном округе, где оборот общепита вырос в 2015 году почти в 27(!) раз. Ничего подобного и близко нет в других регионах. Ну да, есть регионы, которые тоже показали прирост (Хакасия – на 8,8%, Мордовия – 9,7%, Тульская область –12,2%, Воронежская область – 15,8% и т.д.).
Однако ничего схожего с Чукоткой и близко нет. В основном, конечно, отмечалось падение: Москва – на 8,5%, Ярославская область – 16,3%, Оренбургская область – 17%, Чувашия – 18,1% и т.д.). Санкт-Петербург, кстати, снизился на 5,1%.
Интересно, что показатель по Крымскому федеральному округу – минус 24,7%, что никак не вяжется с тем, что в 2015 году отдыхающих в Крым приехало, вроде, гораздо больше по сравнению с 2014 годом.
Безусловно, оборот предприятий общественного питания – это не самый важный экономический показатель. Но это неплохой показатель – индикатор уровня жизни народа. Если он падает (а до 2015 года только 2009 год в 21 веке был таким же «падающим») – значит, жизнь ухудшается. И радоваться тому, что «богатые будут меньше шастать по ресторанам», здесь не стоит. Во-первых, потому что не за счёт богатых было это падение, а за счёт представителей среднего класса. Во-вторых, не надо забывать и о том, что в России (сравним с развитыми странами) этой сфере ещё развиваться и развиваться, а мы, поди ж ты, падаем.
Сфера общепита для государства хороша тем, что ей для развития важно одно: чтобы ей просто не мешали. Для развития малого и среднего бизнеса это, пожалуй, лучшая сфера. Что касается обеспечения занятости населения – и тут неоспоримые преимущества. А казалось бы – просто покушать. Нет, это больше, чем «покушать». Так что 6%-ное падение – это всё-таки много. И это, ещё раз подчеркну – официальная статистика, потому что неофициально рестораторы называют существенно большую цифру падения.