МНЕНИЕ: «О поддержке строительной отрасли», — экономист Анатолий Чигрин
«С точки зрения «драйверов» значительно полезней поддерживать производство электроники или автомобилей, чем строительства».
На неделе прошло совещание госсовета по строительной отрасли. Было сказано много умного и не очень, о реальных проблемах и несбыточных надеждах. Восхититься умным не упустит официальная пресса, потому остановлюсь на том, что «не очень».
Прежде всего, на необходимости поддержки строительной отрасли и ее способности быть «драйвером» общего экономического роста. В обоснование тезиса прозвучали интересные формулировки о необходимости обеспечить россиян «достаточным количеством» «доступного» жилья.
Формулировки, нетрудно заметить, позаимствованы из недавнего социалистического прошлого. Тогда строили поболее, чем сегодня, но его кастратофически нехватало. Потому что доступное. Родимые пятна социалистического прошлого.
Может не надо решать наши проблемы? Пусть кто сколько зарабатывает, тот столько имеет. Надо чтобы экономика развивалась, и давала возможность заработать и купить. А не тратить бабки, содранные с одних, на жилье для других.
Приобретение жилья — привилегия успешных и состоятельных. Широко используется для сохранения и умножения накоплений. Значительное количество квартир сдается или стоят пустыми. С социальной точки зрения поддержка строительства — перераспределение в пользу богатых.
Теперь к экономическому росту. Первый вопрос: зачем поддерживать отрасль, которая в отличие от других практически не испытывает внешней конкуренции? Исключения — некоторые крупные и сложные объекты, которые своими силами не осилить. Приходится нанимать фирмы из более развитых стран. Турции, например. Технологическая зависимость – оборотная сторона сырьевой великодержавности.
Но в основном отрасль примитивная. Иллюстрацией служит широкое использование таджиков. Как и в прочих отраслях сервисного сектора, объем производства определяется внутренним спросом. Падают доходы основных отраслей (нефтянки) — падает спрос. Вырастут котировки, отрасль снова отрастет. Не та отрасль, которую нужно долго восстанавливать. Не та отрасль, которая может развиваться на собственных доходах. Парикмахеров или торговлю почему-то не поддерживают.
Способность отрасли быть «драйвером» крайне сомнительна. «Драйвером» могут быть высокотехнологические отрасли, в продукт которых вложенного больше человеческого труда, работающие на мировой рынок. Чем больше народа участвует в производстве продукта, тем большую часть экономики поднимает его рост.
Это количество определяется степенью переработки, которая в первом приближении измеряется ценой килограмма продукта. Стоимость кристалла процессора для десктопа весом менее 1 гр, как правило, выше $200, или более $200 тыс/Кг. Цена авто $20-50/Кг. Цена сборного железобетона, составляющего большую часть стоимости строительства — чуть больше 5 центов за кило. В итоге стоимость строения ни как не получится более 50 центов/Кг.
Понятно, что рост производства процессоров дает работу значительно большему числу не столько рабочих, сколько инженеров, двигает науку и образование, и общий эффект от роста производства процессоров значительно выше, чем от строительства.
А потому с точки зрения «драйверов» значительно полезней поддерживать производство электроники или автомобилей, чем строительства. Тем более что они реально находятся в худших условиях относительно внешних конкурентов.
Поддержка строительства способна «вытянуть» добычу песка и гравия, производство цемента, да поднять импорт строительной техники. Чуть не забыл, еще немного дешевого стального проката – арматуры. Это все, что нам нужно?
Кстати, в Европе есть пример страны сравнительно недавно сделавшей ставку на поддержку строительной отрасли. Это Испания. Как только кризис обвалил внутренний спрос, экономика рухнула. До сих пор сидит в глубоком кризисе.