«Главный секрет в том, что всем успешным людям повезло. Но это прокачиваемый навык»
«Можно добиваться любых бессмысленных целей, главное — отвлекаться при этом на другие возможности. Потому что мы не знаем, в какой момент и где нам может повезти» — Артемий Лебедев.
Артемий Лебедев, топ-блогер и основатель дизайнерской компании «Студия Артемия Лебедева», эмоционален и резок в высказываниях. Ранее в интервью Юрию Дудю* он рассказывал, что рекламный пост в ЖЖ у него стоит больше 250 тыс. руб., что российские предприниматели зря не называют компании собственной фамилией, и что сотрудникам творческих коллективов нужно запретить раскрывать размер своих зарплат. Теперь Артемий Лебедев поделился секретом успеха, рассказал о том, как управлять умными людьми, и что бизнесменам делать с троллями в Интернете.
Артемий Лебедев, основатель, совладелец, и CEO «Студии Артемия Лебедева»:
Про главный секрет успеха
— Все люди, которые выступают на деловых конференциях и делятся секретами успеха, обычно рассказывают о том, сколько у них миллионов, употребляют такие термины как «капитализация», «партнеры» и прочие. Конечно, это все полная хрень. Главный секрет заключается в том, что всем успешным людям повезло. Не все могут это признать, многим кажется, что это они такие умные и с детства шли к успеху, а разговоры о везении принижают их достоинства. Я могу. Я знаю, что мне повезло. И потом повезло еще раз, и еще, и снова. И когда мне повезло примерно в сотый раз, я понял, что научился улавливать везучие ситуации и не слишком много терять в невезучих. Этот навык прокачиваемый — можно научиться достигать успеха.
Успех на самом деле — это очень просто. Основной базовый принцип заключается в том, что под лежачий камень вода не течет. Если ты не купишь лотерейный билет, ты не выиграешь. Это очевидно. При этом ты можешь покупать билеты всю жизнь, и тоже не выиграть. Это тоже очевидно. Но просто изначально планку ожиданий не нужно задирать до нереалистичных высот. Самая большая ошибка, которую делают люди, начинающие какой-то бизнес или просто садящиеся за руль, чтобы стать таксистом, заключается в том, что они мыслят примерно так: «Я немножко побомблю, а потом заработаю миллион долларов». Никогда этого не будет.
Заработать миллион долларов настолько сложно, что нет смысла ставить себе такую планку. Она идиотская.
Во-первых, потому что не в деньгах счастье, во-вторых, есть миллион вещей на свете, которые круче этого миллиона долларов. И если вы решите, что деньги для вас — самое важное, вы не увидите всего остального. Того, что гораздо лучше, чем этот сраный миллион. А может выйти так, что когда вы начнете обращать внимание на другие очень неплохие вещи в жизни, то в какой-то момент они приведут вас к миллиону. Но это будет бонусом, а не тем, к чему нужно было прийти.
Одна из таких неплохих вещей — путешествия. Когда-то я поставил себе цель посетить все страны мира. И посетил: в моем списке 256 стран. Никому не рекомендую это повторять. Да, сама цель звучит очень красиво, но это абсолютно бессмысленная хрень. С таким же успехом можно поставить себе задачу сфотографировать все окна на Невском. Взять фотоаппарат и пойти снимать. Когда закончится Невский, взяться за Старый Невский, потом — за Лиговский. И снимать все окна, снимать, пока наконец-то у вас мозг не взорвется. Не надо этого делать, это неинтересно!
Хотя в моем случае я научился получать от своего хобби дополнительные бонусы: я ставил сложные задачи — например, непременно посетить совершенно бессмысленный остров в океане, где находится секретная американская военная база. Чтобы туда попасть, нужно ждать разрешения по десять лет. И вот я туда собирался и приехал. Никакой специальной радости там нет: какая-то кривая пальма, атолл — я их видел тысячи в жизни. Но это был логистический подвиг, и когда я добился своей цели спустя десять лет, пусть и глубоко бессмысленной, мне было приятно.
Точно так же можно добиваться любых других бессмысленных вещей. Как говорится, чугунная жопа досидит до результата.
Можно поставить себе любую задачу и досидеть до нее, но главное — отвлекаться при этом на другие возможности, не концентрироваться на чем-то одном. Потому что мы не знаем, в какой момент и где нам может повезти. Есть миллион случаев, когда человек работал бухгалтером, а потом стал гениальным фотографом. И наоборот. Не надо отказываться от счастья, которое нам приготовила судьба, нужно быть открытым ко всем возможностям.
>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий
Про очень умных сотрудников
— Когда я начал ездить по миру, параллельно с путешествиями развивалась и моя компания. Сегодня она является самой крупной дизайн-студией в России, у нас работает больше 300 человек, из них одних только дизайнеров — 80. Это серпентарий, потому что дизайнеры как люди искусства рано или поздно начинают хотеть друг друга съесть. Но я придумал, как создать такие обстоятельства, в которых творческие люди не ненавидят друг друга, а кайфуют от работы, причем делают отличные вещи — вместе и без моего постоянного присутствия.
В какой-то момент я понял, что мое избыточное личное присутствие в офисе — вредно. Произошло это на фоне осознания: меня окружают очень умные люди. Эта мысль пришла ко мне не сразу, раньше я считал, что все дураки, а умный — я один. Был убежден, что если я собираю сотрудников в переговорке, сам там сижу и передаю им свою важную мысль, то только в этот момент происходит творческое оплодотворение. А без этого будет просто пустое яйцо. Но когда я стал думать, что люди умнее меня в сто раз, мне и самому стало легче, и дела в компании пошли гораздо более гладко. Оказалось, если людям давать достаточную для их ума интеллектуальную задачу и самостоятельность, они с ней прекрасно справляются. Сами себя отлично организуют, знают, что и когда делать, сами корректируют все ошибки.
Конечно, сначала они обосрутся пару раз, так что на первых порах можно попробовать доверить им что-нибудь простенькое. Но потом, когда все заработает, будет полное волшебство.
При этом важно не забывать: поскольку люди умные, они начинают искать максимальную выгоду для себя. Это свойство всех людей: если человек не даун в коме, он всегда занимается поиском выгоды. И если надолго оставить коллектив из умных людей, они могут себе такую выгоду намутить, что ты в какой-то момент окажешься им не нужен. Потому что они и без тебя умные. Так что нужно очень много сил и внимания уделять тому, чтобы тоже не быть дураком. Надо отлично разбираться в своей собственной профессии, чтобы умники не попытались повесить лапшу тебе на уши — а они сразу же попытаются это сделать. Нужно показать им, что ты тоже не лыком шит и фишку сечешь. Как только они поймут, что тебя нельзя обмануть, потому что ты сам спец, то расслабятся и не будут уже так сильно тестировать тебя на прочность.
Но самое важно, что нужно сделать в компании, работая с умными людьми, — дать им настолько интересную задачу, в результате решения которой они придут к успеху. Под словом «успех» я понимаю не то, что обычно имеют в виду спикеры на бизнес-конференциях. Для меня это результат работы, который доставил сотрудникам удовольствие и был оплачен. То, что тебя напечатают на обложке журнала — это не успех, а тщеславие и пустота. Успех — это востребованность, творческая реализация и то, что твоя работа оказалась нужной: ее обсуждают, кто-то — ругает, твое имя вспоминают. Это самый сильный наркотик на свете, нет ничего более манящего, чем быть нужным. Это надо даже уборщице, которая кричит тебе: «Еще не высохло!», когда ты пытаешь пройти по только что вымытому ею полу. Влажный след на полу — это визуальное воплощение ее труда, как след в небе от самолета: «Я здесь пролетел».
Как только люди понимают, что есть организатор, который может поставить интересную задачу, а еще и обладает достаточной компетенцией, чтобы в нужный момент толкать сотрудников в бок, и в результате это приведет всех к успеху, в этот момент происходит супер-мега-преображение компании.
Люди понимают, что за этим человеком можно идти — даже если он ужасный, обижает, брызжет слюной. Не обязательно таким быть, но даже тирана будут любить и слушать, если он приводит тебя к победе.
Ему простят все слабости и будут держаться за свое место в компании. Потому что в другой фирме может быть комфортно, но не будет той востребованности твоей работы, что есть здесь.
Поэтому еще важно не оставлять свою компанию надолго — это очень большое заблуждение, что можно уехать в длительное турне, и бизнес будет существовать сам. Да, будет. Недельку. А потом компания начнет закашиваться набок и утонет. Потому что произойдет потеря контакта, этого важного сигнала, который исходит от лидера: «Я знаю, что такое успех, и умею приводить к нему людей».
>>> Читайте также колонку Ксении Собчак с пошаговым рецептом, как стать брендом и заработать на самопиаре
Про людей не на своем месте и хороших уборщиц
— Очень важно, чтобы в компании была хорошая уборщица. Многие недооценивают сотрудников, которые не выступают на сцене, чьи портреты не висят на сайте фирмы в разделе «Руководство», но которые обеспечивают функционирование. Сама большая ошибка — относиться к ним как к низшей касте или обслуживающему персоналу, потому что все люди — люди. Это принцип номер один. Нельзя никого унижать только потому, что его работа не такая зрелищная и о ней не снято такого количества фильмов. Человеческая деятельность имеет одинаковый смысл. Деньги приносит не одинаковые — да, но это не значит, что уборщица чем-то отличается от генерального директора. Иногда она гораздо важнее: в большой компании от нее зависит и гигиена, и хорошее настроение сотрудников, и то, что она важный договор из шредера не достанет.
Также нужно, чтобы каждый в компании занимался своим делом. Очень часто я приезжаю на переговоры, представители заказчика садятся в переговорке, я достаю какие-то документы, и тут они понимают: чего-то мало народу.
Выходят в коридор, видят первую попавшуюся сотрудницу, говорят: «Маш, зайди. Мы тут логотипы смотрим, выскажешь свое мнение». И Маша — секретарша или менеджер из отдела маркетинга — высказывается: «Я, — говорит, — не специалистка. Но мне кажется, что вот здесь еще можно что-то доделать».
Для нее это безопасный ответ, за это ее не уволят. И при этом она показала себя не просто бессмысленной мебелью, не промолчала. Люди считают, что промолчать — плохо, хотя не надо высказываться на темы, в которых ты не разбираешься. И, соответственно, Маша включает какой-то невидимый механизм изменения сознания, в итоге эти серьезные директора, которые должны были сказать: «Да, это отличный вариант! Мы его берем!», заявляют, что надо бы еще над логотипом поработать. Ты выходишь опустошенный, потому что на ровном месте тебя вдруг нагрузили задачами, на которые ты не собирался тратить время.
Многие российские компании считают, что это не про них, но проблема массовая. Причем ничто не мешает изменить ситуацию, достаточно создать в организации такую культуру, где каждый будет заниматься своим делом. У нас в студии, например, директор не имеет права ничего сказать про дизайн. Потому что его задача — организовывать отношения с клиентами и подписывать договоры. У него может быть любое мнение по поводу логотипа, но он может его засунуть в задницу. Он — Маша из коридора, которую посадили за стол переговоров для балласта. Все решения нужно принимать только со специалистами.
>>> Читайте также колонку основателя компании «Этажи» Ильдара Хусаинова, где он называет шесть причин, почему именно сейчас в России стоит начинать бизнес
Про троллей и разрыв шаблонов
— Многие люди неправильно относятся к критике в Интернете. Воспринимают злые комментарии о компании на свой счет, переживают. Совершенно зря. Потому что тролли в Сети — это как бабки на скамейке: они обсуждают, что попало. Что власть — говно, например. Ну, и пусть обсуждают, это ни на что не влияет. Просто у них есть потребность озвучить свои эмоции, буквально они ничего не имеют в виду.
Но многие компании занимаются менеджментом репутации: стиранием комментов, покупкой армии троллей, которые будут бороться с другими троллями. Это полная чушь на постном масле.
Работает только хорошая идея. Если вдруг в Сети появился негатив, всегда можно придумать такой позитив, который отобьет злые комментарии одним ударом. А иногда, наоборот, — нужно разрешить этому негативу быть. Пусть. Потому что, например, дизайн, который не обсуждают — это проблема. Значит, эта работа никому не интересна. Это провал. Это опустошает. Ты месяц сидишь, вкладываешь душу и силы, делаешь логотип для торгового центра, а он просто улетает в прошлое с двумя никакими комментариями.
Чтобы работа обсуждалась, нужно, чтобы результат задел как можно больше людей, вызвал эмоции, чувства, чтобы у человека появилось отношение к тому, что он видит. Есть такая теория об устройстве нейронов в голове: все знания, которые мы получаем — вообще все — мозг структурирует и раскладывает по полочкам. Все подобное попадает на свои полки, это основа психического здоровья и безопасности. Человек увидел очередной логотип торгового центра, мозг понял, что он похож на другие, и положил на полочку с другими логотипами ТЦ. А чтобы привлечь внимание людей, нужно использовать обратный механизм: залезть в нейроны и заставить человека создать в своей голове новую полочку для нашей мысли. Если логотип не похож ни на что, он восхитительно безумен и человек думает: «Так не может быть! Это не логотип» — очень хорошо. Это значит, мы достигли первого успеха — людям придется завести новую полку в своих головах, чтобы положить туда нашу свежую идею, ведь на старых ей места нет. За счет этого мозг начинает усложняться, развиваться — это безусловный плюс. Мы же получаем успех и внимание, а заодно делаем мир лучше.
>>> Читайте также 10 правил основателя CarPrice Оскара Хартманна: Как не сгореть на работе и быть продуктивным до 80 лет
Материал написан на основе выступления на бизнес-конференции АМОКОНФ-2019 в Санкт-Петербурге; Автор текста — Екатерина Стихина