Многофункциональный, зеленый, доступный. Как изменится Втузгородок в ближайшие годы
«Даже если отдельные наши идеи войдут в генплан развития Екатеринбурга, значит, работа проделана не зря. А мы уже сейчас начинаем реализовывать некоторые решения, заложенные в концепции».
Компания «Первостроитель» представила городской общественности концепцию развития Втузгородка. На территорию в границах улиц Малышева — Гагарина — Вишневая — Комсомольская большие планы. Правда, не все они понравились городским властям: проект развития территории уже рассмотрели на Градсовете и отправили на доработку. DK.RU поговорил с Андреем Пономаревым, руководителем отдела развития компании «Первостроитель», и выяснил, как, по мнению девелопера, должен измениться район.
Техзадание на концепцию получили от Главархитектуры
Территория, концепцию развития которой подготовили в «Первостроителе», достаточно большая. Сюда входит не только микрорайон Университетский, который строит компания, но и земли, принадлежащие муниципалитету, УрФУ, РЖД, оборонному заводу «Вектор».
Но именно вы озаботились созданием концепции, вы оплатили эту работу. Почему?
— Компания «Первостроитель» — основной застройщик этой территории. Собственно трест «Уралобувь», который в наши дни и стал «Первостроителем», возводил здания по ул. Мира, Педагогической, Библиотечной еще в довоенные и послевоенные годы. Многие из тех, кто строил те дома, жили здесь же и потом переселились в современные корпуса Университетского. Компаунд «Проспект Мира» — логичное продолжение Университетского — тоже строим мы.
Нам важно, чтобы жителям этой территории — и потенциальным, и уже имеющим здесь квартиры — было комфортно, чтобы они ощущали свою взаимосвязь с городом.
Сегодня это не так?
— Втузгородок — тихий центр. В этом есть как плюсы, так и минусы. Собственно, именно пониманию плюсов и минусов была посвящена первая часть масштабной работы, которую проделали мы совместно с компанией MLA+, разрабатывая нашу концепцию.
Почему именно MLA+?
— Когда выбирали, с кем работать, смотрели на градостроительный опыт — занималась ли раньше компания подобными проектами. Эта международная архитектурно-планировочная компания корнями из Голландии, с широкой сетью филиалов. Один из них находится в Санкт-Петербурге. То есть архитекторы российские, но могут использовать опыт, который применялся и в других странах. А питерские специалисты MLA+ участвовали в разработке стратегии пространственного развития города.
Задание на разработку концепции Втузгородка получили от Главархитектуры. Нам ставили четыре основные технические задачи:
- разработать комплексную концепцию преобразования территории в многофункциональный район с развитыми системами общественных центров и пространств. Сразу необходимо было предусмотреть высокотехнологичные рабочие места для жителей микрорайона;
- оптимизировать существующую производственно-складскую застройку;
- создать эффективную транспортную систему с ориентацией на общественный транспорт, а также пешеходно-велосипедную инфраструктуру;
- определить принципиальную схему функционального зонирования.
Почему вы взяли именно такую территорию — от Гагарина и Малышева до железной дороги, ведь участок, на котором возводится Университетский, гораздо меньше?
— Такой масштаб был определен Главархитектурой. Всего здесь около 200 гектаров. Рассматривать развитие одного лишь Университетского, в отрыве от других участков, — с нашей точки зрения, нет смысла. Тут слишком много связей: школы, детские сады, поликлиники, магазины, прогулочные зоны. Это исторически сложившаяся инфраструктура, хотя сегодня определенная ее часть устарела.
И у нас, и у других застройщиков есть планы на строительство жилья на этой территории. Значит, нужны новые школы, новые садики — поэтому логично рассматривать территорию в комплексе.
Приоритет — общественному транспорту
Главный плюс, который застройщик обнаружил при анализе территории Втузгородка — это сложившаяся инфраструктура. Но есть и другие плюсы.
— Из плюсов я бы еще отметил историю района: здесь есть интересные здания, есть своя мифология. Спортивный кластер УрФУ также расположен в этой части — а это не только история и современность, это еще и ближайшее будущее. Часть спортивных объектов будет задействована в Универсиаде-2023, значит, они тоже будут развиваться.
Еще одно значительное преимущество — это очень зеленый микрорайон. Здесь есть пешеходный бульвар, много зелени во дворах.
А минусы?
— К минусам можно отнести недостаточную проницаемость района. Это довольно сложный участок: с двух сторон он ограничен железной дорогой. Основной фасад, соединяющий микрорайон с городом, — постоянно загруженная улица Малышева. Никаких больших транспортных артерий, которые бы шли вглубь, нет. Так что одна из главных задач, над которой мы работали, — улучшить доступность.
Приоритет, исходя из техзадания, отдали общественному транспорту?
— Все современные города сегодня постепенно все меньше и меньше оставляют дорог и мест индивидуальному траспорту — это закономерно. Если автомобиль, то, в основном, каршеринговый — таким представляется будущее городов. В нашей концепции в приоритете также общественный транспорт, хотя и для личных авто появятся новые возможности.
NB: чтобы рассмотреть в подробностях схему изменений, кликните по картинке — она откроется в новом окне.
Большие изменения ждут ул. Комсомольскую — ее намерены расширить, после чего здесь появятся автобусные маршруты. Конечную планируют перенести к ТЦ «Комсомолл». «Это оживит и сделает более доступным и другой район города — Синие камни», — поясняет Андрей Пономарев.
Мы предлагаем продлить троллейбусную линию: сейчас троллейбусы ездят по Малышева, до остановки «Профессорская», где поворачивают на Мира налево. Мы же хотим пустить их направо, до конца ул. Мира. Трамвай, который поворачивает с Гагарина на Малышева прямо перед Втузгородком, также может пройти дальше: по ул. Гагарина до Вишневой.
Надеемся мы и на метро. Правда, пока непонятно, где будет станция. В одном плане ее сделали на углу Малышева — Мира, на другом — сместили к главному зданию УрФУ. В любом случае это в пешей доступности.
Шарташ — второй вокзал Екатеринбурга
Большая роль в концепции уделена станции Шарташ. Уже сегодня железнорожный вокзал Екатеринбурга с трудом справляется с нагрузкой, вскоре ему понадобится новый вокзал. По словам Андрея Пономарева, им вполне может стать Шарташ.
— Мы предусмотрели здесь организацию большого транспортно-пересадочного узла: люди приезжали бы на вокзал, а уже отсюда трамваем, троллейбусом, автобусом добирались до других районов города.
У руководства РЖД большие планы на реконструкцию станции Шарташ. Конкретного проекта пока нет, но мы рассчитываем, что совместно выработаем оптимальное решение.
До центра города можно дойти и пешком: большое внимание проектировщики уделили созданию «зеленого каркаса» микрорайона. Это своеобразная цепочка пешеходных бульваров и улочек, которая идет от ул. Студенческой до Восточной через Вишневую. Также здесь предусмотрены велодорожки.
Судя по картинкам, пешеходным связям вообще отведена большая роль в этой концепции.
— Нам хотелось бы, конечно, продлить автомобильное движение от Гагарина до Куйбышева или сделать еще один выезд на ЖБИ. Но это технически невозможно: все перспективы упираются в уже построенные здания. Не будем же мы сносить многоквартирный дом ради новой дороги!
В нашей концепции есть два новых пешеходных (они же вело) моста со стороны Куйбышева до Вишневой и как продолжение Педагогической, через Сыромолотова на ЖБИ.
Мы проектировали эту территорию, чтобы сделать доступными для жителей района три больших лесопарка — Шарташский, Лесоводов России и ЦПКиО. Все они расположены совсем недалеко, но при существующей сегодня схеме дорог добраться до них нелегко. Наша концепция сделает их ближе.
На месте складов — техно- и просто парк
На этой территории довольно много складов и производственных площадей. Их использование также предусмотрено концепцией микрорайона.
Как вы предлагаете использовать производственные площади?
— Часть земель, которые мы рассматриваем, находится в ведении РЖД, часть занимает база «Екатеринбургобщепит», еще часть — площадки, принадлежащие разным собственникам. Большинство из них уже не соответствует современным трудовым и санитарно-гигиеническим стандартам.
На этой территории логичнее всего разместить научно-производственный центр, технопарк. Собственно, это обусловлено исторически, и даже само название микрорайона говорит само за себя: Втузгородок — городок от высшего технического учебного заведения. Часть научной базы УрФУ вполне можно будет разместить в новом технопарке.
Что по этому поводу говорят в самом УрФУ?
— Мы разговаривали с руководством университета. После Универсиады-2023 им должны отойти корпуса спортивной деревни, там будет университетский кампус. Однако когда и как именно произойдет переезд, непонятно. К слову, это было одним из замечаний Градсовета — мол, в проекте мы не отразили интересы УрФУ. Но нам их просто не смогли озвучить.
Зеленый участок между запроектированным жильем и офисными помещениями — это парк? Там ведь сейчас железная дорога...
— Это часть железнодорожных тупиков, сегодня они не используются. Можно превратить их в арт-объект, включить в тематику парка.
Андрей Пономарев: «Примеры включения железнодорожных путей в городское пространство есть во многих городах мира. Их можно обыграть при создании пешеходных и велодорожек, можно сделать клумбой и т. д.»
Одна из самых больных тем сегодня — места в школах и детсадах. Ваш план предусматривает значительное увеличение количества жителей. Куда будут ходить их дети?
— Сегодня на этой территории две основные школы — №36, ближе к Малышева, и №134, на Педагогической. Оба здания уже довольно старые, нуждаются в ремонте и расширении. Мы уже предложили городу решение, которое может увеличить число мест в 134-й школе.
На соседнем со школой участке расположена детская поликлиника — она тоже давно нуждается в ремонте. У нас в новой очереди Университетского строятся площади, куда нужно перенести эту поликлинику. На освободившемся участке разместится новый корпус школы.
Для 36-й гимназии мы тоже рассматриваем вариант пристроя.
Этих мест хватит для всех детей?
— Если район будет развиваться, как мы бы того хотели, — нет. Поэтому в концепции заложена еще одна школа, между Вишневой и Библиотечной. Она рассчитана на 1200 учеников. Вот этого количества мест точно должно хватить.
А детские сады?
— По плану они должны быть в каждом квартале. Это вполне достижимо: сейчас на этой территории 12 детских дошкольных учреждений — как муниципальных, так и частных мини-садиков. Проектом заложено еще четыре — в том числе в новых кварталах, которые только предстоит возвести.
Тоговый центр будет?
— Коммерческая инфраструктура тщательно продумывается и разрабатывается, в том числе с развитием торговой функции в новом ТПУ около станции Шарташ.
По вашим словам, эта концепция оптимальна для города. Почему же Градсовет ее отправил на доработку?
— Это вполне нормальный рабочий процесс. Пока мы создавали свой проект, появился подробный план реконструкции развязки у «Калины» — в начале нашей работы его не было. Значит, надо состыковать эти части. Это же касается и планов УрФУ по освоению территории, и видения РЖД. Но даже если часть концепции войдет в генплан Екатеринбурга, значит, работа проделана не зря. Уверен, что так и будет.